Больше рецензий

28 марта 2018 г. 06:31

1K

4 Если звезды протирают...

Сергей Козлов (1939—2010) — уникальное явление в отечественной литературе. Самый поэтичный сказочник советской эпохи. Не случайно именно по его произведению снят получивший мировое признание мультфильм гениального Норштейна.
Мир сказок Сергея Козлова — это целая вселенная. Даже если бы он ничего больше не создал, кроме «Ежика в тумане» и «Осенних кораблей» (я почти уверена, что писатель вспоминал полет Шагала и его жены Беллы над Витебском, когда сочинял эту сказку), он бы уже оставил очень заметный след в русской литературе.
Но, к счастью, у нас есть целый пласт прекрасных, философско-лирических, уютных и трогательных сказок про Ежика, Зайца, Медвежонка, Ослика и их соседей по волшебному лесу, почти каждая из которых — маленький шедевр. Значительная их часть собрана в этой книге. Правда, несколько удивляет выбор составителей: в таком солидном издании по идее должны бы присутствовать самые основные, хрестоматийные произведения автора, но ни «Осенних кораблей», ни популярнейшей сказки «Трям! Здраствуйте!», ни еще нескольких более чем достойных вещей мы тут, увы, не находим. Откровенно говоря, состав удивительно напоминает набор сказок Козлова с сайта ежик-ленд, хотя, конечно, скорее всего это просто совпадение.

В целом можно сказать, что цикл представлен в этой книге довольно полно, иллюстрации вполне приличные и для знакомства с этим замечательным писателем издание подходит. Во всяком случае, легендарный «Ежик в тумане» имеется.

Ёжик сидел на горке под сосной и смотрел на освещенную лунным светом долину, затопленную туманом.
Красиво было так, что он время от времени вздрагивал: не снится ли ему все это?
А комарики не уставали играть на своих скрипочках, лунные зайцы плясали, а собака выла.
«Расскажу — не поверят!» — подумал Ёжик и стал смотреть еще внимательнее, чтобы запомнить до последней травинки всю красоту.

А в финале нас ждет разговор о смерти, давший название сборнику. Разговор мудрый, добрый и нужный. Ведь каждый ребенок рано или поздно сталкивается с этим событием. Если повезло и не умер никто из близких людей, скорее всего это будет гибель домашнего питомца. Если даже в доме нет ни хомячков, ни рыбок, ребенок узнает об уходе из жизни какой-то известной личности из средств массовой информации… Узнает и задумается: «Почему все заканчивается? Нежели мы не можем быть вечно?..»

— Правда, мы будем всегда?
— Правда.
— Правда, мы никогда не расстанемся?
— Конечно.
— Правда, никогда не будет так, чтобы нам надо было расставаться?
— Так не может быть!

А как может? Как сделать, чтобы быть вечно? И автор подсказывает нам ответ, позволяющий примириться с неизбежностью смерти. Умереть — это значит вырасти снова, как дерево. В смерти таится жизнь.

— Послушай, — сказал он Медвежонку, — ты не бойся. Ты весной вырастешь снова.
— Как деревце?
— Да. Я тебя буду каждый день поливать. И разрыхлять землю.
— А ты не забудешь?
— Что ты!
— Не забудь, — попросил Медвежонок.

Пока тебя помнят, ты не умрешь. Банальная истина, не ставшая от этого менее верной.