Больше рецензий

27 марта 2018 г. 16:51

Лучшее на Лайвлибе

1K

4 33 несчастья Винсента Ван Гога

Личность Ван Гога никого не может оставить равнодушным. Кто-то восхищается его яркой от отчаянности мировоззрения палитрой. Кого-то пугают его произведения своим откровенным безумием. А кто-то даже посмотреть не может на его работы из-за открытой боли. Его жизнь не была легка, но он во многом и сам наполнял ее трудностями…
картинка Fiolent

«Человек не от мира сего». Эта фраза олицетворяет Ван Гога. Он будто не понимал, как примерно функционировал тот мир, не был готов принимать его законы, шел не осознанно, а по душевному порыву против системы и старался держать от нее удары, не понимая, почему все так сложилось. Винсент творил так, как говорило сердце, жил так, как повелевала душа, и он даже не пытался подружиться с окружающей действительностью. Но в жизни художника было много невероятных вещей. Например, его брат Тео. Это невероятное самопожертвование. Если это не любовь, то я не знаю, что тогда истинная любовь к родному человеку. Он был со старшим братом на протяжении всего нелегкого пути. Когда я смотрю на картины Винсента, понимаю, что это труд не одного Ван Гога. Если бы не Тео, мир бы не увидел всех шедевров. А Винсент так бы и скитался по миру то ли священником, то ли неудачником-торговцем. Младший брат зажег в старшем искру. Опасную, смертельную, но дающую смысл. Когда весь мир отворачивался от Винсента, Тео смотрел на него с оптимистичной улыбкой. Хотя понимать и принимать такого человека, было, на мой взгляд, невероятно трудно (их парижский период совместной жизни подтверждает это). Каждого сумасшедшего гения держит опора, толкая его вперед.

Я с опаской отношусь к художественным переосмыслениям биографий. Да и к биографиям в принципе. В них всегда много субъективности. Либо все приторно сладко, либо разоблачающе озлобленно. Но эта книга совсем другая. Здесь все органично, хоть и не без доли вымысла. Я до этого читала некоторые письма Винсента, конкретный образ уже давно сложился в моей голове. Мне было любопытно, как автор опишет Париж и его художников. И в итоге каждая личность меня устроила. Гоген без прикрас (иногда его слишком романтизируют. Не люблю Гогена, простите), Тулуз -Лотрек во всей красе (сумасшедший персонаж, который просто идеален для экранизаций. Привет, «Мулен Руж»), одержимый научным подходом Жорж Сёра (пуантилизм только для одержимых). Все это совпало с моими представлениями, и этот период в книге я просто проглотила.

На самом деле, это произведение о творчестве. Краска, холст, кисточка, человек = магия. Импрессионисты мечтали открыть миру глаза, показать другую живопись, не менее прекрасную , чем классическая, более живую. Они протоптали дорогу тысячам художников и множеству направлений. Твори, если тебе есть, о чем творить. И верь в свое искусство. И неважно, что тебя не ценят сейчас, будущее меняет человечество.

«Как иронична наша жизнь». Эта мысль не покидала меня во время чтения. Художники сходили с ума, умирали от нищеты. А что сейчас? Балом человеческих душ правят импрессионисты и те, кого они вдохновили. Мой любимый «Пруд с водяными лилиями» Моне был продан за 80 млн., «Пейзаж» Сёра – за 30 млн., о Гогене я даже не говорю. И Винсент… Волна популярности этого художника и коммерциализация его творчества достигли невероятных масштабов.

Судьба не всегда добра к надежде, но снисходительна к вере.