Больше рецензий

13 марта 2011 г. 13:43

928

5

Так случилось, что эта книга уже три года раз в неделю помогает мне обучать родителей безнасильственным способам воспитания детей. Автор знакомит читателей с очень интересным методом воспитания под названием ПЕРЕОРИЕНТАЦИЯ. Переориентация — это одновременно строгий и добрый подход к поведению ребенка, подразумевающий его полную ответственность за свои поступки. Принцип переориентации основан на взаимном уважении родителей и детей. Этот метод предусматривает естественные и логические последствия при нежелательном поведении ребенка.
Переориентация не предусматривает каких-то особых, кардинально новых воспитательных приемов, которые заставят вашего ребенка вести себя хорошо. Переориентация — это новый образ жизни, суть которого — в создании ситуаций, где не бывает проигравших как среди родителей, учителей и тренеров, так и среди детей. Когда дети чувствуют, что вы не намерены подчинить их поведение своей воле, а, напротив, стараетесь найти разумный выход в жизненной ситуации, они проявляют больше уважения и готовности помогать вам.
Дети вступают в этот мир, будучи в очень невыгодном положении. И не только потому, что они гораздо меньше взрослых и полностью зависят от них, но и потому, что общество не замечает их истинных, нераскрытых способностей. Для того чтобы лучше понять, что оказывает влияние на вашего ребенка, вам необходимо взглянуть на ситуацию с его точки зрения. Смотря на происходящее глазами ребенка, родители смогут избежать ошибочных поступков, которые часто приводят к детской беспомощности и неправильной самооценке. Существуют способы, с помощью которых вы сможете перестроить ситуацию и помочь ребенку проявить собственные силы и способности.
Существует большое различие между тем, что необходимо для подготовки ребенка к жизни в условиях демократии, и тем, что требовалось для его жизни в условиях авторитарного режима. В прошлом каждый четко знал, что надо делать, воспитывая своих детей. Но из-за социальных перемен нам необходимо пополнять свои знания и применять новые методы. Наши права претерпели изменения, то же самое случилось с правами наших детей. Пришло время признать этот факт и стать своего рода социальными первопроходцами. Авторитарное воздействие изначально рассматривает самих детей и ситуации, связанные с ними, как нечто негативное, такое, с чем нужно «бороться», используя методы принуждения, что неизменно влечет за собой разобщение родителей и детей.
Принуждение используется для того, чтобы подчинить действия ребенка желаниям родителей. При этом в ход идут обвинения, угрозы, наказания, рукоприкладство, осуждение, сарказм, запугивание, унижение, покрикивания, придирки или другие попытки насильно заставить ребенка сделать что-нибудь против его собственной воли. Авторитарное воздействие основано на страхе, а не на любви, и учит детей быть зависимыми от внешних факторов. Истоки вины за свои ошибки, а также своего счастья они ищут за пределами собственного поведения. Демократичное воздействие на личность, напротив, полностью исключает взгляд на ребенка как на «плохого» или «неправильного». Оно предусматривает тесную взаимосвязь с ним, взаимопонимание (не осуждение или приговор!), любовь без всяких условностей, создание положительного мнения о себе, особое внимание к внутренним стимулам. Демократичное воздействие помогает детям быть творцами собственного счастья. Оно несет в себе чуткое отношение к ближнему, уважение, ответственность, здоровую инициативу, взаимовыручку и радостное чувство полноты жизни.
Самая большая ценность этой книги в обучении родителей методам естественных и логических последствий.
Естественные последствия предполагают:
♦ естественный ход событий;
♦ взрослый ни во что не вмешивается, ни о чем не договаривается и не навязывает своих услуг.
Прикладные последствия предполагают:
♦ немедленное принятие решения без предварительного согласия или договоренности;
♦ заранее не обсуждаются с самим ребенком;
♦ имеют логическое отношение к предшествующему поведению ребенка;
♦ одноразовое использование методики;
♦ взрослый сам организует их проведение.
Логические последствия предполагают:
♦ руководство и организацию со стороны взрослого;
♦ ваш ребенок сам участвует в их обсуждении, осмыслении и согласовании;
♦ тесную взаимосвязь с поведением ребенка;
♦ применяются тогда, когда устанавливаются добрые взаимоотношения.
Рекомендую эту книгу всем у кого есть дети. Она дарит радость и удовольствие от процесса воспитания ребенка.

Комментарии


Извините, а вы где живете - в России или в Америке? У нас действительность другая, история другая, проблемы в семья другие. Реальность, с которой сталкивается ребенок в школе и на улице, - она другая. Что может один ребенок, которого научили нести ответственность за свои поступки, противопоставить системе подавления, унижения и хамства, которыми являются наше образование и медицина (кроме счастливых исключений)? Что может этот ребенок противопоставить во дворе, где все дети неблагополучные, которых постоянно унижают и бьют ни за что? Я так понимаю, вы психолог? А Гиппенрайтер вас не устраивает?
Мне кажется опасно популяризировать американские книги и образ жизни в не-американской реальности.


Я живу и работаю в России, в городе Великий Новгород. И книга мне эта очень нравится, и методы изложенные в книге мне тоже симпатичны. Три года я веду родительские группы, обучаю методу естественных и логических последствий. Родители прошедшие курсы отмечают значительные улучшения взаимоотношений с ребенком, снижение конфликтов. Вы ссылаетесь на книгу Юлии Борисовны Гиппенрейтер, в нет тоже описаны принципы Дрейкуса - определения ошибочных целей ребенка. Почитайте внимательно. Я сообщения есть в обоих книгах и они не разработка русских психологов, пришли из Англии. Я думаю имеет смысл брать лучшее из мирового опыта и адаптировать его. Вы слишком драматизируете ситуацию говоря, что "все дети неблагополучные". Дети разные и их неблагополучие идет из семьи, из системы воспитания. Поэтому придерживаюсь принципов безнасильственного воспитания, этому обучаю кстати и педагогов в школе. Ничего опасного в этой книге не вижу.


Понятно. Спасибо за ответ.


Обдумала еще раз то, что вы написали. Немного переформулирую в связи с этим то, что я пыталась выразить.
Я пишу о том, что в этой книге, как мне кажется, постоянно живет между строк, а не о том, что явно написано (аналогичное я уже видела в «Дети, границы, границы» и не видела в «Как общаться с ребенком?»).
Так вот, вижу между строк я следующее. Борьба за власть не прекращается, она лишь принимает другие формы. Термин «воспитывать» остается, только воспитание принимает другие формы. В то время как у Гиппенрайтер «общаться», а у Франсуазы Дольто и вовсе «на стороне ребенке». В этой же книге, все как всегда в США, - взрослые на стороне взрослых, по одну сторону баррикад, а дети – по другую.
Может быть, вам повезло с родителями, с которыми вы работаете, но, по-моему, начав применять такую методику пошагово, как руководство к действию, как роботы, родители должны столкнуться с одной из двух вещей:
а) проигрывание собственных проблем под видом демократии – ведь так просто перевести в «естественные последствия», например, неубранные игрушки или невыполненное домашнее задание, много чего наговорить ребенку правильного; но проблема на поверку окажется в том, что у мамы сегодня просто плохое настроение – начальник ни за что, ни про что (срывая свое настроение) сорвался на маме. Для мамы последствия были – «естественными», и для ребенка оказались «естественными».
б) завистью к собственным детям, за то что их детство становиться лучше их собственного, а отсюда – желание отомстить.


У меня родители разные, одни группы - это молодые семьи до 30 лет, а другие это родители, чьи дети находятся в конфликте с законом либо состоят на учете в комиссии по делам несовершеннолетних.
Все три книги, что вы называете я знаю наизусть. Я понять не могу, что вы называете взрослые на стороне взрослых? Где например в этой цитате из книги вы читаете между строк, что родители за родителей?



Наши ласковые, терпеливые уговоры и умение проследить за ребенком для того, чтобы узнать, что он может, а что еще не может делать, приведут к постепенному увеличению количества попыток, прилагаемых нашим малышом для удовлетворения собственных желаний.



Или вот еще:



Гиппенрейтер И все же выявить истинную причину непослушания и плохого поведения довольно просто, хотя способ может показаться парадоксальным: родителю нужно обратить внимание на собственные чувства.
Посмотрите, какая эмоциональная реакция возникает у вас самих при повторном непослушании и неподчинении ребенка. При разных причинах эта реакция разная. Вот такой удивительный факт: переживания родителей — это своеобразное зеркало скрытой эмоциональной проблемы ребенка.
Давайте посмотрим, какие же родительские чувства соответствуют каждой из четырех названных причин.
Если ребенок борется за внимание, то и дело досаждая своим непослушанием и выходками, то у родителя возникает раздражение.
Если подоплека стойкого непослушания — противостояние воле родителя, то у последнего возникает гнев.
Если скрытая причина — месть, то ответное чувство у родителя — обида.
Наконец, при глубинном переживании ребенком своего неблагополучия родитель оказывается во власти чувства безнадежности, а порой и отчаяния.



теперь смотрим у Кволс:



Рудольф Дрейкурс рассматривал плохое поведение детей как ошибочную цель, которую можно переориентировать. Он условно разделил плохое поведение на четыре основных категории, или цели: внимание, влияние, месть и уклонение. Пользуйтесь этими категориями как отправной точкой для установления ошибочной цели поведения вашего ребенка. Я не предлагаю вам навешивать на детей определенные ярлыки, чтобы четко соотнести с ними эти четыре условные цели, потому что каждый ребенок — это уникальная личность. И все-таки эти цели можно использовать для того, чтобы понять намерения того или иного поведения ребенка.
Плохое поведение — информация к размышлению.
Когда мы видим, что плохое поведение становится невыносимым, то хотим как-то повлиять на наших детей, что часто заканчивается применением тактики запугивания (подхода с позиции силы). Когда же мы рассматриваем плохое поведение как информацию к размышлению, то задаем себе такой вопрос: «Что мой ребенок хочет сказать мне своим поведением?» Это позволяет нам вовремя снять нарастающее напряжение в отношениях с ним и одновременно повышает наши шансы исправить его поведение.



Вот эту вашу фразу вообще не поняла "проигрывание собственных проблем под видом демократии – ведь так просто перевести в «естественные последствия», например, неубранные игрушки или невыполненное домашнее задание, много чего наговорить ребенку правильного; но проблема на поверку окажется в том, что у мамы сегодня просто плохое настроение – начальник ни за что, ни про что (срывая свое настроение) сорвался на маме. Для мамы последствия были – «естественными», и для ребенка оказались «естественными»". Мне кажется вы не поняли смысла Естественных последствий.
Если ребенок хулиганит и разливает чай на кухне, то естественным последствием будет не "наговорить ему правильного", а дать в руки тряпку и ведро, чтобы он убрал за собою, что в этом американизированного?
Или метод логических последствий, вот пример из моей практики. Юноша 17 лет, осужден условно, воспитывается в неполной семье, где еще есть 7-ми летний брат. Родители матери живут в деревне, помогают семье дочери продуктами. Каждый выходной, она ездит к ним в деревню и помогает по хозяйству. По распоряжению милиции 17 летний ребенок не может оставаться дома, когда мать уезжает. Он же отказывается ехать, при этом каждый раз, когда женщина с младшим сыном уезжают в деревню, приводит в квартиру сверстников и устраивает дебош. Мать вызывают в милицию, выписывают штраф. На родительской школе, благодаря книге, которую мы с вами здесь обсуждаем, нам удалось разработать логическое последствие для старшего сына. Бабушку и дедушку привезли в город и поселили в его комнате. Как вы сами понимаете, с тех пор проблем с поездками в деревню и помощью на огороде проблем не было. Что здесь американизированного? Исходя из книг Дальто и Гиппенрейтер попробуйте помочь в этой ситуации. Буду вам очень признательна.


Спасибо, что привели цитаты. Я думаю, если кто-то возьмется читать комментарии, они будут очень интересны. Я их знаю тоже почти наизусть.
А поводу остального - возможно, вы меня ошибочно приняли за своего коллегу, но это не так. Я очень много читаю книг по психологии, но читаю их не умом, а сердцем - глазами своего "внутреннего ребенка", а детей вроде как не обмануть. Так вот скажу так: Мадам Кволс ребенок хотел расстрелять, к г-же Гиппенрейтер он бы хотел приблизиться и с ней поиграть, чтобы не жить все время в напряжении, а вот Франсуазу Дольто моя "внутренняя малышка" выбрала себе в мамы.
По указанным причинам, а также по тому, что я чувствую, что вы в некотором роде пытаетесь мной манипулировать (на этот счет я безусловно могу ошибаться, но таковы мои выводы исходя из обучения по противодействую манипуляциям), я не буду отвечать на вопросы по пунктам. Хотя не скрою, что ваши вопросы мне очень интересны и для себя я над ними подумаю.
Если я пойму, что ошибалась и вы на самом деле вовсе не ставили целью мной манипулировать, я отвечу. Но это вопрос все о том же - моя гиперчувствительность к неверному (до мелочей) употреблению слов с учетом его ассоциативных значений в культурно-историческом контексте. Кстати, возможно это ответ на ваш вопрос - на одни и те же слова у нас и у американцев возникают разные ассотиативные ряды.


Я думаю дело здесь в другом, но это не предмет публичной дискуссии.


Вот это я точно поддерживаю, потому что дискуссия уже явно вышла за рамки раздела "комментарии" :)