Больше рецензий

23 марта 2018 г. 09:57

1K

5

Прочитав в детстве практически все книги Носова, которые были дома и в библиотеке, "Витя Малеев" странным образом выпал из моего внимания. Но я наверстала упущенное вместе с моим ребенком, у которого это произведение в явных фаворитах. Что привлекло в книге моего сына? Прежде всего, юмор. Да-да, мой ребенок без конца цитировал смешные отрывки и всегда еле сдерживался от смеха. Например, как Шишкин развел дома зверинец, и за уроки у него получалось сесть только к вечеру, потому что нужно было всех успеть покормить, напоить и почистить клетки. А потом начал раздавать животных одноклассникам, у Малеева расплодились по дому мыши, а еще он забрал у Кости ежа, который почему-то был вялым, на что Шишкин ответил, что еж вовсе не больной, а находится в оцепенении)) Сын сейчас в том же возрасте, что и герои произведения, поэтому школьные дела, общение с ребятами, первая учительница, отличники и двоечники - все это для него понятно, живо и интересно. Я же, читая, сравнивала школьные порядки, школьную жизнь, да и вообще отношения между ребятами и учителями тогда и сейчас. Что-то ушло в прошлое, а жаль. Взаимопомощь, взаимовыручка товарищей и отстающих в классе, когда одноклассники и даже учитель могли навестить больного ученика дома. Это участие детей во всевозможных кружках и школьной жизни. Что-то, конечно, кажется уже далеко не идеальным, как считалось раньше: во многих произведениях советских лет (и "Витя Малеев" не исключение) уж очень категорична проведена грань между добром и злом, в частности, между отличниками и двоечниками. Вместе с помощью отстающим, открыто допускались порицания и высмеивания таких ребят (даже в той же стенгазете), считалось, что если плохо учишься - потерянный ребенок, тогда как жизнь нередко показывает обратное. Тогда, да и сейчас, школу мало волнует, что у ребенка творится внутри, почему он отстает в учебе, и уж тем более, школа не задумывается над тем, что менять нужно не только и не столько детей, сколько систему образования, школьные порядки и материал. Школа как главное составляющая успеха советского ребенка не подвергалась сомнению, чрезмерное чувство долга, которое вешалось не детей, имеет мало хорошего. Но пример настоящей дружбы, целеустремленности главных героев этой книги заслуживает похвалы. Очень важна мысль, которую несет автор: дружба не должна покрывать недостойные поступки товарища, она должна помочь ему выйти на правильный путь, и здесь нет места жалости и попустительству.