Больше рецензий

Rosio

Эксперт

по анти фэн-шую

20 марта 2018 г. 14:13

956

4.5 Главное - атмосфера

В это клубное издание включили сразу два цикла Кларка Эштона Смита: "Зотик" и "Марс". Эти циклы настолько разные, что сначала даже странно, что они оказались под одной обложкой. Судите сами.

"Зотик" - рассказы об умирающем мире, наполненные мистикой, магией некромантов, пресыщением от жизни. Здесь описаны крайности, в которые впадает человек, когда его одолевает вселенская скука, когда он стремится постоянно преумножать своё богатство и власть, когда он пресытился всевозможными развлечениями и наслаждениями. Тогда он начинает "развлекаться" по-другому. А при том, что это мир умирающий и от этого сам по себе тёмный, пропитанный какой-то удрученностью, депрессивный и гибельный, все эти пиры и жажда власти выглядят ущербно. Здесь есть гротеск. Здесь есть безумно красивые и настолько же мрачные описания, которые мог сотворить лишь настоящий поэт. Здесь создана особая атмосфера. У писателя каким-то неведомым образом получается так описать свой мир, так его нарисовать с помощью вроде бы простых слов, что он проникает в тебя, погружает в свою атмосферу, в своё настроение. И над всем, всем, всем тихо, но навязчиво звучит вечная песнь смерти и разложения. Это что-то настолько же удивительное, насколько и омерзительное.

Дело в том, что Эштон Кларк Смит своим воображением рисует удивительно жутких и странных чудовищ и людей. Ещё когда я занималась живописью, один художник мне говорил о том, что человек не может придумать что-то с нуля, изобрести в своём воображении что-то абсолютно новое. Для него всегда нужен образ, образец, нечто такое, что он видел. Он может брать от этих образов детали и соединять их во что-то своё. Он может на основе образов из своей зрительной памяти придумать нечто новое, но всегда ему нужна опора. Невозможно создать что-то из ниоткуда. Поэтому читая "Зотик", невозможно не уплывать мыслью в размышления о том, что же и каким образом рисовал рассудок автора, что же он видел в простых обыденных вещах, чтобы сотворить подобные чудовища и создать такую жуткую атмосферу зыбкости и ужаса. Куда там Мьевилю с его мистером Попурри! Как вы понимаете, концовки у всех рассказов Смита соответствующие. Но, как это ни странно, есть и такие истории, окончания которых можно назвать хорошими. С оговорочками, конечно.

А вот "Марс" - это уже фантастика. Но снова здесь жуть. И снова своя атмосфера, но уже другая по ощущениям. Жуткая, но другая. И существа здесь снова такие же удивительно-чудовищные в своей безобразной внешности и ужасающей сущности.

При этом какого-то кошмара и ужаса лично я не испытывала, несмотря на то, что являюсь довольно-таки впечатлительной натурой. Фильмы ужаса уже давно не смотрю. А вот эта книга, несмотря на обилие всяких чудищ, на жуткие события, на ужасный конец жизней персонажей рассказов, воспринимается как необычное произведение искусства, которое долго и пристально разглядываешь, восхищаясь мастерством художника, сумевшего настолько погрузить тебя в созданную им странную, но искусственную атмосферу. Ощущение того, что это всё ненастоящее, что это просто потрясающее полотно из слов, созданное талантливейшим писателем и поэтом, не даёт по-настоящему испугаться. Но это очень красиво. Несмотря на то, что здесь царит смерть. Главное все-таки в этих историях проникающая в самые глубины чувств и ощущений атмосфера.

Прочитано в рамках игры "ФФантGame, Тур 6.6, бонус: ФФантастическая вечеринка".