Больше рецензий

yuliapa

Эксперт

Эксперт Лайвлиба

16 марта 2018 г. 23:30

7K

3 Мальчик-Который-Бесит

Главная моя претензия к роману Юдковского - автор обещал методы рационального мышления, а выдал бешеные гонки пубертатного подростка по кочкам взросления. Да такой хоррор вам расскажет любой родитель, которому удалось дорастить своего ребенка до взрослого состояния. Про те времена, когда в семье появляется Существо, которое всё лучше всех знает, всех остальных считает идиотами, в хорошие времена собирается в ближайшем будущем осчастливить все человечество, а в плохие - всех уничтожить. Ходячая катастрофа, ужас, летящий на крыльях самомнения, никем не понятый гений, Подросток-который-всех-бесит... А когда это чудо в перьях довыёживается до печального финала и скажет "мама, какой я был дурак", то у родителей даже не остается сил, чтобы произнести "а я же говорил(а)" и надо просто радоваться, что всё более-менее обошлось... Либо разгребать результаты, если не очень обошлось. Ничего, ну буквально ничего рационального я в романе не вычитала, поэтому предлагаю альтернативное название: "Темный Лорд Пубертата и несчастные взрослые" либо, на выбор, "Ужасы Хогварта: Мальчик-которому-в-голову-ударила-моча" (политкорретный вариант "молния").

Главная ошибка романа: автор пошел по простому пути "переверни и будет прикольно" (я писала об этом в рецензии на "Моего брата Иешуа"). Если в оригинале Гарри скромный, то теперь путь будет наглый. Если родители были плохие, то путь будут хорошие. Профессор МакГонагал будет безответственной, а Малфой - симпатичным. Но при этом живой Гарри из романа Роулинг превратился в мертвого... У Юдковского главный герой - не мальчик, а говорящая машина, столь любимый автором искуственный интеллект. Он напичкан информацией, фактами, результатами опытов, цифрами, но он почти не испытывает человеческих чувств. Некоторые ему необходимы по сюжету: страх-ужас-волнение. Я даже не могу набрать больше. Ему чуждо простое людское: удовольствие от еды, желание понежится в кровати, послушать музыку. Он ничему не радуется, а в основном боится либо обдумывает планы. К людям он испытывает интерес только как к полезным объектам. К Гермионе он относится, как к необходимому условию комфортной жизни и прилагает все усилия, чтобы это условие соблюдалось. Он работает на батарейках и не нуждается в отдыхе физическом и моральном. Он ежедневно, ежечасно спасает мир и уже в середине книги это начинает утомлять.

Главное преимущество романа - гигантский размер, который со временем убаюкивает. Помню, когда-то мы месяцами и годами смотрели "Рабыню Изауру" или "Санта-Барбару". То же самое идиотское нагромождение невероятных совпадений и волшебных вывертов сюжета; то же самое наступание на те же самые грабли и ходьба по кругу - но со временем к героям привыкаешь, как к родным и прощаешь им все маленькие слабости (и большие тоже). Когда книга дочитана, то даже как-то странно: что, выскочка Гарри больше не предложит ничего сногсшибательного, а старина Дамблдор не даст в очередной раз убедить себя в какой-нибудь фигне? Хочется снова и снова окунаться в эту сумасшедшую и уютную обстановку волшебной школы и узнать, по какому поводу очередной шум и гам.

Главный мой совет главному герою романа: мальчик, если ты не читал Стругацких, тебе не надо лезть в темные лорды. Вот почитай, дружок, про люденов (раз уж ты так рвешься в сверхчеловеки), про прогрессоров (раз ты прогрессорствуешь в Хогварте с изящностью бульдозера) и про то, как трудно быть... тогда и поговорим.

Ветка комментариев


Спасибо на добром слове. Я не то чтобы "фоб", но и не фан подобных произведений. Захотелось развеяться, почитать про старого доброго Гарри Поттера. А он оказался не старый и не добрый :)
Насчет дочитывать... Слава богу, я научилась не читать до конца. Но в этом случае у меня был такой внутренний протест ко всему происходящему, что я решила убедиться, что ни к чему хорошему такой мальчик не приведет. Ну там, конечно, все подкрутили так, чтобы все-таки хэппи-энд, но я осталась при своих.