Больше рецензий

Romansero_55

Эксперт

Эксперт Лайвлиба

15 марта 2018 г. 21:33

1K

5 "Да, времена пророков прошли"

«А я обычный человек, забочусь о радостях желудка и усладах любви, друг мытарей и грешников, но я дарю людям восторженное сомнение, ведь только оно рождает поистине новую жизнь»

Эти слова принадлежат Йесусу Нацаретянину, главному герою романа российского писателя Олега Зоберна. Это книга для тех, кто способен испытывать радость от возможности сомневаться в несомненном и постигать то, что всем кажется давно постигнутым. Книга – не о вере вообще и не о христианстве в частности. Книга – обо всех нас, потому что все мы не просто христиане, мусульмане, буддисты и проч., а люди — человеки — на этой земле. И так будет всегда, а, главное, так всегда и БЫЛО.

«Когда нам рассказывают о жизни кумира, она всегда проста и устремлена к цели, как стрела, но, когда я смотрю на свою жизнь, меня ужасает её неопределённость! Да, времена пророков прошли.»

Меньше всего Йесус считает себя тем, кем его считают до сих пор, — мессией. Он и пророком-то, коих в те времена было не счесть, себя не считает, хотя и пророчествовал и врачевал время от времени. Нравилось ему зажигать толпу своими речами, быть в центре внимания, но считать своим долгом учить людей уму-разуму – Боже сохрани, что называется. Чаще всего к собственным речам он относился как Остап Бендер — к своим сравнительно честным способам отъёма денег у ротозеев. Ловкость рук и никакого мошенства.

Но «слухи о новых пророках распространяются по нашей земле быстрее, чем привычки к добродетелям». Да и сам он что-то такое в себе ощутил. И Иоанн Креститель узрел в нём неземное величие. И прокажённый вдруг почти (!) исцелился. И женщины после бесед наедине (!) вдруг успокаиваются. И появляются ученики, верные и преданные. А книги – книги мудрецов со всего света — завершают становление незаурядного молодого человека. Но – человека! Не святого, не сына Божьего, коим он себя никогда и не считал и не провозглашал, а талантливого целителя, скорее даже тел, а не душ людских.

Был он немножко анархистом, но не бунтарём:

«Если можешь не платить налоги – не плати ни в коем случае, ибо власть всё равно потратит казну государства на новую войну, и хорошо ещё, если это не будет война против собственного народа. Поэтому, кстати, перепись населения устраивается не только для того, чтобы узнать количество налогоплательщиков, но и для того, чтобы понять, сколько у власти врагов».


Он был жизнелюбив и открыт простым радостям жизни:

«Я учил людей радоваться жизни. Никакой скорби, никакого самоуничижения! Прошло время печальных псалмов, которые Давид сочинял в пустыне, я знал, как наполнить духом бессмертия каждое сердце».

«Легче повиноваться правилам, доставшимся нам от предков как мешок с проклятиями, нежели уразуметь волю Божию! Научитесь слушать себя, ибо Бог живёт в каждом из вас! Времена исполнились! Не бойтесь своих желаний! Не отвергайте себя! Не позволяйте силам зла и забвения запутать ваши души в сети жалких обязанностей! И свет вечерний воссияет над вами!»

Слава Йесуса растёт, как растёт (до сих пор!) число лжепророков, выдающих себя за него в далеко идущих целях:

«Если кто-то где-то выдаёт себя за меня и приносит людям неоспоримое зло, я начинаю страдать за его грехи. А что мне ещё делать?»

И в речах Йесуса всё чаще появляется тема смерти и бессмертия:

«Можно только верить – в небылицы, предания, травы и законы, в близость дождя, в родственные связи богов или в свою семью, в государство и дружбу, лишённую эротизма, но по-настоящему искренне можно верить только в смерть, именно она олицетворяет самую чистую и безупречную религию, ведь всё равно жизнь идёт так, как идёт, но при этом ты, веря в смерть, не обманываешь себя».

«Ничто, пожалуй, не воодушевляет человека больше, чем возможность воскреснуть, но мало кто задумывается, зачем ему это надо. Что хочет сохранить человек, если его тело на три четверти состоит из влаги? Остальное – трагический клубок страстей, привычек, ужаса перед будущим и надежды, которая всё это соединяет, но не существует сама по себе».

Слава вырвалась из-под его контроля, стала легендой и, как и положено легенде, зажила своей жизнью без его участия:

«Я понял, что моё имя стало жить своей жизнью в воображении народа».

«Если комедия продолжится, то после моей смерти возведут храм в мою честь. Что поделаешь, значит, люди этого достойны».

А ещё и верный Матфей, который записывает каждое слово своего любимого учителя:
«

Матфей многозначительно ухмылялся и что-то записывал, как всегда, и я понимал, что этот его труд – лишь искусственный мир, очень далёкий от правды, хотя героем там являюсь я».

Человек, всю жизнь проповедовавший свободу духа, оказывается в таких прочных сетях всеобщего заблуждения насчёт себя, что не в силах не только разорвать их, но и найти общий язык с самыми близкими. Бегство – единственный способ, чтобы выжить:

«Говорят, что мои ученики, чтобы добыть себе хлеба и вина, клянутся простофилям, что были верны мне до конца. Пусть. Если смотреть на звезду, стоя под деревом, кажется, что она висит среди ветвей, — так и я лишь условно присутствовал среди тех, кого исцелял и учил, ведь мой ум был где-то очень далеко. Но ведь найдётся человек, который действительно разберётся во всём, что со мной случилось?»

И последнее обращение к Иерусалиму:

«… а Царство Израиля пусть заботится о себе само, ведь оно (сколько времени ушло, чтобы понять!) не Божье дитя, молящее о спасении, а химера, которая преследует свои нечеловеческие цели». «Знал бы еврейский народ, как я временами ненавижу его».

«Надо сохранять ясный ум и жить, потому что другого шанса не будет», — этими словами заканчивается книга. Йесус выжил, благодаря единственному верному ученику. Первый лучик поистине христианской любви, не рассуждающей жертвенности во имя веры в любимого учителя. Единственный из всей свиты, кто по-настоящему усвоил урок христианской веры в идеал, — добрый и немного наивный Иуда. Таков он в романе.

За короткое время я дважды сталкиваюсь с совершенно новым толкованием роли Иуды в жизни и смерти Христа. До этого совершенно потрясающую версию древней трагедии я встретила в книге Амоса Оза «Иуда». Может быть, XXI век станет временем оправдания этой зловещей фигуры? Может быть, прав народ: Бог правду видит, да не скоро скажет? Кто знает…

Справка: Олег Зоберн – российский писатель и издатель. В детстве учился в церковной школе под руководством митрополита Питирима при Издательском Совете Русской Православной Церкви. Окончил Литературный институт им. Горького, затем миссионерский факультет ПСТГУ. Лауреат литературной премии «Нос». Роман «Автобиография Иисуса Христа» включена в шорт-лист литературной премии «Национальный бестселлер».