Больше рецензий

14 марта 2018 г. 09:25

756

5

Про дебютный роман Ханьи Янагихары "Люди среди деревьев" безостановочно напоминают, что это не "Маленькая жизнь". Но Янагихара ни на миг не казалась мне столь плоской, чтобы написать два идентичных по наполнению романа, поэтому разочарование некоторых прочитавших, сокрушающихся о непохожести двух произведений кажется мне лицемерным.
Более того. Для меня "Маленькая жизнь" и "Люди среди деревьев" похожи. Тот же океан чувств, где разворачивается шторм, а тебя бросает по волнам в утлой лодчонке. Те же эмоциональные качели, когда ты не понимаешь, как тебя обвели вокруг пальца. И пока недоумеваешь, это происходит еще раз и еще.
Эти рваные чувства, этот накал и полярность эмоций - то, за что я полюбила Янагихару.

Не скрою, первые две части дались со скрипом, но к описанию лабораторной рутины Нортона Перины я начала входить во вкус, а уж появление Пола Теллента мало кого оставит равнодушным. С прибытием же на острова от книги вообще тяжело оторваться.
Вместе с Нортоном стараешься разгадать загадку жителей острова Иву'Иву, притом как сновидцев, которых исследователи встречают почти в начале путешествия, так и непосредственно того племени, которое обитает в сердце острова. Потом понимаешь, что загадки не две, а одна, и вообще начинаешь любить джунгли всей душой, не смотря на вечную зелень, для описания оттенков которой в нашем языке не хватает эпитетов. И очень хочется заглянуть в глаза опа'иву'эке, поглаживая ее по панцирю...
Увы, за решением загадки следует предсказуемое желание всех и каждого поучаствовать в ее решении (назовем это так, избегая раскрытия сюжетных линий).
Наверное, именно эта часть книги оказалась для меня самой болезненной - ненасытность человечества, готового не ради науки, но ради денег разрушать, разрушать, разрушать.

Нельзя не упомянуть очень своеобразное и притягательное построение романа - с газетными статьями, сотней примечаний (имеющих огромное значение) и пост скриптумом, расставляющим все по своим местам.

Если бы это бы мой первый роман, который я прочитала у Ханьи Янагихары, я бы все равно ее полюбила. Потому что это злободневно, остро, жестко и жестоко.
Потому что вот уже почти сутки я осмысливаю для себя заглавного героя (понять его не сложно, сложно искренне ответить себе о том, как ты вел себя на его месте).
Потому что Янагихара заставляет думать.

Возможно, это звучит очень наивно, но я, видимо, до того момента считал, что в мире есть некоторое количество незыблемых истин – что такое-то поведение или такие-то действия, например убийство, по определению несправедливы, а другие по определению правильны. Но время, проведенное на Иву’иву, заставило меня осознать, что любая этика или мораль относительна и зависит от культуры. А реакция Эсме заставила меня осознать, что воспринять культурный релятивизм умом легко, но помнить о нем для многих оказывается непросто.


the people

P.s. Образ Нортона Перины базируется на жизни Даниела Карлтона Гайдузека, нобелевского лауреата в области физиологии и медицины, позже обвиненного в растлении малолетних. Праобразом же для Иву'Иву явился бразильский Ангра-дус-Рейс.