Больше рецензий

kinojane

Эксперт

Эксперт Лайвлиба

13 марта 2018 г. 15:48

958

5

Мне физически больно читать, как кто-то на лайвлибе называет эту книгу "легким дамским романчиком". Потому что это как раз редкий образчик необычайно талантливой, глубокой, многогранной и многослойной женской прозы. Здесь даже о любви-то ничего почти и нет, и уж точно никаких соплей, страстных обмороков и невероятно удачных выскакиваний замуж. Скорее обаятельный цинизм и вдохновляющий нонконформизм. И в придачу один из самых сложных и противоречивых женских персонажей, что я встречала в литературе - Клара Моэм, иногда, в некоторых запутанных мыслях и суждениях болезненно напоминающая мне меня. Такое чувство узнавания у меня с книгами вообще бывает крайне редко.

Клара росла в маленьком, унылом болоте городка, ставшего для неё олицетворением косности, стагнации и надежд, которым не суждено сбыться. Ей откровенно не повезло с матерью, которая если и любила дочь, то очень умело это скрывала, зато своего осуждения всего и всех вокруг скрывать не собиралась. Причём осуждала все, что в данный момент попадётся под руку, даже если потом сама делала так же, как попавшие под раздачу.

А маленькая Клара мечтала. Пряталась от скучного и несправедливого мира между книжных страниц, глотая десятки романов, жизнь героев которых так мало напоминала ее безрадостное существование.. Уже в детстве она сформировала собственную чёткую систему суждений и правил, просто пока боялась ей следовать. Тогда она и нарисовала себе образ идеального будущего, - конечно, в другом, более высоком обществе - которое окрестила «своим золотым Иерусалимом», согласно строчкам псалма.

Больше всего мне понравилась часть про юность Клары - школьную поездку в Париж, отмеченную тем особенным духом первого путешествия, открытия другой страны, запретных прогулок, ночных кинотеатров с французами, поглаживающими по коленке и робких танцев в огромных, пропахших телами и романтическими ожиданиями сотен подростков, залах. Тогда Клара поняла, что двигается в верном направлении: она должна уехать из своего Нортэма в какое-нибудь место, похожее на Париж: ведь в этом сверкающем городе хотя бы можно дышать.

Переломным моментом в жизни Клары стал переезд в Лондон и встреча с волшебной семьёй Дэнем. Обожаю такие образы притягательных семейств, в которых, кажется, прекрасно все: от горящих особым блеском глаз до идеально начищенного паркета в зале. Даже имена у них особенные: Клелия, Габириэль, Магнус, Кандида, Аннунциата. Клара влюбляется, очаровывается всеми по очереди и постепенно общение с ними раскрепощает ее, ослабляет сковывающие доселе цепи условностей и тесёмки навеки приросших масок, которые мы носим в обществе.

Больше всего меня зацепил характер Клары: она такая разная, но в то же время цельная. Человек настроения, поддающийся сиюминутным ощущениям и порывам, но одновременно последовательный и знающий, чего хочет. Иногда подверженная общественному мнению, даже если страстно в душе его презирает - а иногда дерзкая и смелая, принимающая судьбоносные решения. Не умеет любить - ведь ее никто этому не научил - но в какие-то моменты любит всей душой. Ее тошнит (в прямом смысле) от переизбытка впечатлений, когда она счастлива, потому что это слишком хорошо. Из ее уст выходило столько разных тонких, еле уловимых, глубоко психологичных мыслей, что я едва успевала подчёркивать, хотя обычно цитаты не выписываю вообще.

Я до последнего боялась, как бы Дрэббл не испортила блестящую книгу какой-нибудь шаблонной, прилизанной концовкой. Но мне повезло: завершение у книги тоже очень правильное, даже единственно возможное. Разрешение конфликта с матерью - пускай самым жестоким и необратимым способом (но живой Клара все равно бы вряд ли ее простила) и широкая лента дороги впереди. Освободиться от всего, чтобы воспарить. Отстоять право быть собой, чтобы просто быть. Чтобы навеки поселиться в золотом Иерусалиме.

Комментарии


Я по этому произведению писала курсовую работу в университете) Надо бы перечитать, освежить...