Больше рецензий

Gauty

Эксперт

Диванный эксперт Лайвлиба

11 марта 2018 г. 21:22

4K

5 Миттельшпиль

Продолжаем разговор, начатый здесь. Если ещё не читали роман, то лучше не заглядывать в рецензию, можно удивиться.

Вторая часть эпического полотна Петросян позволяет лучше понять персонажей, их мотивацию, а также приоткрыть завесу, заглянув за кулисы Дома — в Изнанку. Большую часть второго тома мы видим глазами Табаки — весёлого трикстера-террориста, божества, играющего в ребёнка. Любопытно, почему именно восьмидневник, вряд ли Шакал был французом и ведёт счёт по старому стилю. Друзья считают, что по количеству ног у тарантула, хорошая версия. Хотя кто знает, он способен на многое, даже Илиаду цитирует. Одним из успехов романа можно считать такое обилие знаковых персонажей, настолько разных, непохожих, но глубоких в своей проработке. Слепой — вожак, Дельфийский оракул и Пифия в одном лице, знающий всё об об одном и ничего о другом, чудовище и бесконечно одинокий, шантажирующий друзей человек. О Табаки было сказано выше. Сфинкс — отстранённый и мудрый, похоронивший Кузнечика где-то глубоко под слоем пепла, уставший от чудес. Македонский — красный дракон в человеческом теле, ангел смерти, надевший маску тени, чтобы казаться, а не быть. Лорд — безумный эльф неземной красоты, загорающийся как спичка и завидующий общему прошлому своих друзей. Чёрный — оплот здравого смысла, человек Наружности, красная тряпка для Сфинкса, оппозиционер, нашедший адепта в лице Курильщика. Волк — хищный собственник, теневой лидер, зубастый ревнивец, вцепившийся в Кузнечика. Стервятник — изрешеченная тоской, готичная, траурная Птица, звенящая отмычками, с кактусом под мышкой. Даже второстепенные персонажи превосходно прописаны, как будто на них накинута вуаль, при повторных прочтениях становящаяся прозрачной. Легко находятся и собираются даже те, кто присутствует опосредованно, например, Родинка-Леопард в виде рисунков.

Есть ещё один персонаж, который только начинает раскрываться - воспитатель Ральф. Может ли считаться возвращение знаком, что Дом его отметил? Что он человек Изнанки? Поглядим далее. Пока что это единственный воспитатель, помнящий предыдущий выпуск, живущий в комнате на втором этаже, рядом с учащимися. Дирекция за это считает его героем, а он, пробыв в Доме 15 лет, считает, что знает некоторые законы, один из которых предписывает не вредить преподам. Во втором томе, кстати, мы видим, что законы могут меняться, конкретно — разрешается общение между парнями и девушками. Ещё в первом томе Курильщик размышляет о том, что запрет должен быть каким-то внутренним, потому что в случае навязывания его "сверху", на него наплюют. Мне показалось, что он мог быть введён из-за девушки Черепа — Ведьмы, которая формально принадлежала к группировке Мавра. Чтобы подобных коллизий в будущем избежать. Никто ведь не знает, вскрылось ли это или нет. Знаю, что многим читателям этот поворот не нравится, однако он довольно логичен и гармоничен, на мой взгляд. Половое созревание, все дела. Особенно Крысы стараются. Расписывать неприличными словами стены, трахаться и слушать музыку круглыми сутками — их кредо.

Музыка в романе играет важную роль, а уж второй том пронизан блюзовыми ритмами Led Zeppelin насквозь. Babe I'm Gonna Leave You, Stairway To Heaven и особенно Immigrant Song создают настроение и помогают складывать калейдоскоп из мозаики. Популярность "Свинцовых Дирижаблей", любовь к кричащим надписям на майках у обитателей Хламовника и упоминание Звёздных войн можно добавить в копилку к Брюсу Ли и Гигеру из первого тома в попытках определить временные рамки романа. Помимо Led Zeppelin много упоминаний, отсылок и цитат в эпиграфах из Тарантула Боба Дилана . Почему это важно, мы поймём в третьем томе, равно как и уловим смешную отсылку на Дилана с фамилией Курильщика (Bob Dylan, при рождении Роберт Аллен Циммерман). Вообще забавно наблюдать среди жителей Дома интеллектуально развитых товарищей. Волк, чуть ли не силой заставлявший состайников читать, имеющий талант заражать своей увлечённостью, вполне мог так повлиять на Чумных Дохляков. В настоящем времени, например, Стервятнику не с кем поговорить ни о музыке, ни о живописи, кажется, кроме бывших коллег по комнате.

Подготовка к третьему тому идёт полным ходом, мы узнаём больше об изнанке Дома. Даже Курильщик попадает туда, пускай ненадолго и под влиянием "угощения" от Птиц. Пусть только на границе, но он уже понимает, что видел что-то странное, был котом. Это его потрясает до глубины души, хотя Чёрный быстро возвращает его мысли в привычное русло (мало того, что Табаки нет доверия, так ещё и пил всякую гадость у наркоманов из Третьей, пригрезятся не только коты!) Ну, а ходоки типа Слепого или Крысы, могут попадать на изнанку изнанки — в загадочный Лес, что даёт им немало преимуществ в обычном мире. Вот так постепенно складываются мозаичные стёклышки: сказки Табаки, воспоминания Кузнечика, откровения Македонского и выразительное молчание Слепого вдыхают жизнь в Сумрак Дома (сказал бы Лукьяненко).

О кругах, сущности Табаки, шестерёнках и отвратительности Ральфа поговорим после третьего тома. До встречи.

Комментарии


Мне показалось, что он мог быть введён из-за девушки Черепа — Ведьмы, которая формально принадлежала к группировке Мавра. Чтобы подобных коллизий в будущем избежать. Никто ведь не знает, вскрылось ли это или нет. Знаю, что многим читателям этот поворот не нравится

я не говорила, что мне не нравится, я говорила, что про женскую половину читать не так интересно. Насчет Ведьмы согласна. Судя по всему закон был введен после предыдущего Выпуска.

Македонский — красный дракон в человеческом теле, ангел смерти, надевший маску тени

Нееет. Ангел смерти там другой. И вообще обещал с подозрительной лупой всех рассматривать, а так и я могу


я не говорила, что мне не нравится, я говорила, что про женскую половину читать не так интересно.

Я слышал не только от тебя такое мнение, да.

Нееет. Ангел смерти там другой. И вообще обещал с подозрительной лупой всех рассматривать, а так и я могу

В случае с Македонским я имел в виду убийство Волка. Так-то да, про Рыжего я здесь вообще умолчал :( Когда начал писать, понял, что могу с друзьями на кухне о них говорить, или готовясь к городской игре по Дому с такими же фанатами. Т.к. я больше не в школе, нет обязательст писать сравнительный образ главных героев Дома или нечто подобное. Прости, если обманул :(


Не, не обманул. У меня просто очень много вопросов осталось


Я открыт для обсуждения :)


А мб на некоторые из них я отвечу в третьей рецензии :)


Так, а почему Крыса - ходок? Совсем наоборот, она летун, т.е. человек, выходящий в наружность. И находящийся в наружности дольше всех, что самое интересное.
И почему ты считаешь, что Слепой одинок? У него Сфинкс и стая и вообще весь дом в его распоряжении, только свистни. Что ему никто не нужен - это другой вопрос.
С тем, что Волк - теневой лидер тоже не согласна. Да, он метил на место Слепого ( и как он все-таки уступил ему лидерство?), но по сути все завязано на Сфинкса. Это он всех приручает, собирает и заговаривает. На нем все держится. Но он не вожак. Почему?
Еще хотела обсудить одну тему - имена. То есть многие ведь переименовались


Крысе ничего не мешает быть и ходоком, и летуном, и больной асоциальной девочкой, рассматривающей всех через отражения в нашейных украшениях. То, что она ходок совсем чётко видно во время ночи Сказок перед расставанием. Там Слепой говорит о том, что ему нужен опытный проводник для неопытного проводника. Крыса и Горбач. В эпилоге Крыса Ральфу в Дом на изнанке привозит бывшую Крёстную, это всё мог сделать только ходок.
Во втором томе в месте, где Курильщик прыгает, есть ещё про Слепого и Саару в лесу. Саара = Крыса.

И почему ты считаешь, что Слепой одинок?

Потому что любой бог одинок. Сначала он думал, что Дом - место Лося, созданное им. Потом понял, что ошибся. К этому разговору можно вернуться в третьем томе, когда будем говорить о том, почему он пытался Сфинкса обмануть в Кофейнике.

С тем, что Волк - теневой лидер тоже не согласна. Да, он метил на место Слепого ( и как он все-таки уступил ему лидерство?)

А ты прогляди метафоры, которые автор использует в описании Волка: он хищно прищуривается, не улыбается, а скалится, в Хламовнике своему рисунку зубы пририсовывает...Он видел, что было, когда в Доме 2 группировки, затаился до возможного случая. Когда он представился, было приказано Македонскому выставить из Дома Слепого.
Сфинкс

всех приручает, собирает и заговаривает. На нем все держится. Но он не вожак. Почему?

Потому что он верил, будучи Кузнечиком, в вожацкую мощь Черепа. А потом Слепой подарил ему амулет (скорее всего подобрал, "наблюдая" за последствиями схватки, ведь его единственного из малявок не заперли). Заметь, Сфинкс его не носит, не хранит, он не стал символом. Он винит Дом во многом произошедшем, знает о необходимости глубокой взаимосвязи с Домом в случае вожачества и не желает. Я думаю так.

Еще хотела обсудить одну тему - имена. То есть многие ведь переименовались

Да, это забавный вопрос. Есть неочевидные клички, а есть те, которые даны Капитаном Очевидность - Рыжая, Слепой, Горбач...При этом Македонский, видимо, от ассоциации с красным МАКОМ, нет?


Про Крысу, наверно, ты прав. Мне странно, что чел лучше всех умеющий выживать в наружности в итоге делает такой выбор. В этом эпизоде в лесу мне не все понятно, оставлю до перечитывания.
Про Волка. В Хламовнике верховодил он. Но в какой-то момент Слепой вдруг стал главнее.
Про Сфинкса интересно, надо подумать.
Насчёт Македонского не знаю, не уловила ассоциацию. Но вообще я про другое. Сфинкс переменил кличку, после того, как прыгнул в первый раз. Сиамец - я так думаю - после потери брата. Многие сменили имена. А Слепой так и остался


Мне странно, что чел лучше всех умеющий выживать в наружности в итоге делает такой выбор.


Они со Слепым пара. Так что вроде понятно.

Про Волка. В Хламовнике верховодил он. Но в какой-то момент Слепой вдруг стал главнее.

Вот это интересный вопрос, да. НО Слепой стал главнее понятно когда - когда получил от Хранителя дар видеть их сны. Так он стал понимать мотивы всех, кто рядом, стал знать и мочь намного больше Волка.


И ещё про имена. Наткнулась на такого Ральфа. Совпадение? Не думаю (с)


Кажется, Ральф - это его родное имя, да?


Неа. В начале второго тома говорится об этом


Вижу!

Он замер. Его вовсе не звали Ральфом. Он с первого часа возненавидел эту кличку-имя. Именно за то, что она была именем, он предпочел бы называться Барбосом или Мимозой, чем угодно, что звучало бы прозвищем, а не именем, которое могли счесть его собственным.

Саара живет на болоте. Он — и лягушки, поющие звонкие песни. Он тоже поет (в лунные ночи), и песни его прекрасны — вот и все, что он знает о себе самом.

саара = крыса??? Рили?!
Саара мальчик, что за масовое помешательство?
Крыса же сеструха Рыжего ну камон)


То, что в описании Саары не использованы феминитивы не противоречит идее, что это может быть Крыса, кмк.

Крыса и Рыжая - разные персонажи. У Рыжего нет другой сестры, кроме названой Рыжей. Мне кажется, вы ошибаетесь. Или


саара = крыса??? Рили?!
Саара мальчик, что за масовое помешательство?

В официальных ответах автора на вопросы фанатов был этот вопрос. И да, Саара - Крыса. То, что на Изнанке это мальчик не меняет сути дела.


Кстати, как думаешь, кто Слепого заложил?


Чёрный. Или кто-то из Псов.


Если судить по третьему тому, то, скорее, Чёрный. А я уже на Лорда грешила


Я тоже больше склонен в это верить)


Восьмидневник, возможно, как выход из недели, вырывание из быта или вообще из мира. По аналогии: мир создан за 7 дней, 8-й день считается днем выхода в вечность, царства Божего, выхода за цикличность недели. Это довольно известный образ.


Отличная версия, да


Про Боба Дилана интересно, не уловил отсылки, в самом деле забавная!


На здоровье!
Перечитал эту рецку и понял, что сложнее всего говорить о рыжих в этой книге) Рыжий и Рыжая - самые неоднозначные персонажи для меня. И третий том должен подбивать итоги, по идее, а этого не хотелось делать, вот. Как и думать, что Ральф не ок на деле.


Для меня как раз значение Ральфа осталось не слишком понятно. Я ожидал, что он большую роль сыграет в конце. То что ему в эпилоге отдали воспитывать Крестную (если я правильно уловил) - это иронично, но его необходимость для событий выпускного я не понял, есть ли она вообще.


У него прям четкая роль, человек Изнанки, знающий Наружность, уникум.


Это да. Но как это было использовано в сюжете?


1. Как человек извне, которому доверяют люди Дома
2. Связка между детьми и воспитателями
3. "Доставщик" Лорда из Наружности

Достаточно?)


Хорошо, убедил)