Больше рецензий

Raija

Эксперт

Эксперт Лайвлиба

9 марта 2018 г. 13:10

528

4 Необыкновенный читатель

О чем бы ни писала Вирджиния Вулф: - о Чосере; о древних греках, выделяя драматургическое дарование Платона; о самоописании Монтеня, первым из европейцев создавшего психологически точную картину собственной души; о графоманке герцогине Ньюкасл, для которой Вулф, однако, нашла доброе слово; о романе Дефо "Молль Флендерс", которому Вулф сложила истинный панегирик; о материализме Голсуорси, Беннета и Герберта Уэллса, которым она противопоставила святость и духовность русских писателей; о неукротимости Эмили Бронте; о двойной оптике Джозефа Конрада; о "темных подворотнях" Стерна; о невероятных смыслах де Квинси, вызывающих в воображении невиданные миражи, о его глубине самопроникновения, несмотря на свойственную ему велеречивость; о "восхитительном старом чудаке" мэтре Джордже Мередите, писателе с головой Еврипида, "златоусте и витии с журчащим смехом"; о стеснительной Кристине Россетти, странноватой домоседке; о богатом воображении и сардоническом смехе Томаса Гарди; о писателе исключительной свежести и внутреннего здоровья Сергее Аксакове - человеке редкой силы чувств, в котором так заметна русская стихия самосознания и самоанализа; о мысли Чехова, работающей необычайно тонко и без нажима, о помыслах его героев, устремленных к цели более значительной и отдаленной, чем личный успех или личное счастье; о Валерии Брюсове, который, судя по сборнику его рассказов, не великий писатель, однако имеет на все свою точку зрения; о печальном взгляде Тургенева - бездомного космополита и великого художника, не прорицателя, мечущего громы, но мыслителя, пытающегося понять; и даже о Ватсоне из "Шерлока Холмса", которого Вулф характеризует как чучело, набитое соломой, манекена, шута горохового...

Итак, о чем бы из этого ни писала Вулф, она остается НЕобыкновенным читателем, талантливым рассказчиком, умеющим из целого вычленить особенные яркие детали, важные для понимания ее критической мысли, ироничной, любящей юмор и способной на самые тонкие шутки, видящей во всем повод для легкого сарказма, автором, безукоризненно владеющим пером, подмечающим мелочи и умеющим облечь в слова смутные чувства.

...я скажу так: окажись я за столом в гостиной Вертью Тебз, я бы не упустила момент - едва со стула поднялась немолодая женщина в черном, вышла на середину зала и сказала: "Я - Кристина Россетти!", я бы не постеснялась - грохнула бы об пол чашку в знак восхищения или, на худой конец, сломала бы перочинный ножик.

Стиль Вулф необычайно доходчив, нас зря пугали ярлыком "модернистки", накрепко приклеившимся к ней, и не зря, если говорить о ее собственном творчестве... Но как критик, Вулф предельно уважительна именно к "простому", нетитулованному читателю, которому стремится разъяснить смысл того или иного произведения, что называется, "на пальцах". Причем речь идет не только о художественной литературе - Вулф охотно и много читает жизнеописания никому не известных обывателей елизаветинской эпохи и находит в них скрытое от всех очарование. Вулф безупречно разбирается в литературном процессе, имеет свои ориентиры в викторианской и более ранних эпохах. Во многом равняется на русскую литературу, являющуюся для нее чутким камертоном, на который она настраивается при оценке британских писателей. Сравнение, увы, оказывается не в пользу последних.

Не берусь сказать, что русские грустят больше других, но они определенно не пытаются скрыть свою печаль.


Вулф любит и ценит психологическую прозу, где главным является раскрытие души, сокровенной сущности человека. Что, впрочем, не означает, что реалистическую или натуралистическую прозу она совсем не жалует. Отдавая должное Джейн Остин и Дефо, Вулф окидывает критическим взглядом современность, чтобы сделать вывод: для нынешнего состояния развития литературы верный путь выбрали такие авторы, как Генри Джеймс и Джеймс Джойс с их интересом к внутреннему миру человека, всему тому неуловимому, что плохо поддается описанию и из чего состоит "мыслящий ореол" вокруг каждого из нас.

Что интересно, Вулф никогда не выпячивает свое "я", как в художественных произведениях, так и в критике. Она уважительно относится к "обыкновенному" читателю, не навязывая ему своего мнения, а незаметно подводя к напрашивающимся из прочтения выводам. Вот, пожалуй, этим отсутствием высокомерия при полном праве претендовать на литературный авторитет среди современников и отмечен в высшей степени данный сборник эссе и литературных обзоров.

Утеряно ли это мастерство критики в наши дни? Где найти столь же тонкого рецензента, столь же мало мнящего о своей особе? Я не специалист по современной отечественной литературной критике, но сдается мне, здесь все очень плохо.

Впрочем, и нам, рецензентам-любителям с лл, есть чему поучиться у классика.

Случайная цитата: "...не просто самый одухотворенные - самые глубокие книги в современной литературе создали именно русские".

Прочитано в рамках игр:
Долгая прогулка - 2018 Март. Основное задание. Команда "Кокарды и исподнее"
Спаси книгу - напиши рецензию! Тур №67
Флэш-моб: "Урок литературоведения". Урок №60

Комментарии


У Вулф вообще идеальная триада литературная : необыкновенный читатель, писатель и критик, что позволяет ей взмыть, словно душа над своим телом, над телом мира, и посмотреть на них со стороны, и вновь ринуться к ним со сладкой, головокружительной высоты, дабы обнять ещё теплее, нежнее...

Жень, правда славно знать, что твой любимый писатель ( и речь сейчас не только о Вулф), любит те книги, что и ты?
Мне нравится её любовь к Эмили Бронте и к Перси Шелли.

Что интересно, Вулф никогда не выпячивает свое "я", как в художественных произведениях, так и в критике.

Вот в этом есть "школа" Шелли : сделать мир, людей, красоту - частью своей души, раствориться в ней, и писать ею, буквально купаясь в ней, словно протей меняя профиль и лик своей души и "я".
Да, про любовь иностранных гениев к русской литературе тоже отрадно читать : очень часто это открывает для нас нечто новое в наших гениях.

p.s. Жень, историю я написал. Лови. Надеюсь, сильно сердиться не будешь.


Ох, Саша! Ты просто превзошел себя)) И в телепатии тебе не откажешь.

Например, про город Лаон я только недавно читала в книге Малле-Жорис "Три повести о колдовстве". Стивенсона с его Джекиллом и Хайдом недавно упомянула в переписке с другом, у которого случаются слишком уж резкие смены настроения. Анаис Нин действительно один из моих любимых авторов))

Даже фразу из Честертона запомнил, умничка!

А мое любимое место в твоем рассказе - книжная полка Евгении. Это просто праздник какой-то!!!

Есть, конечно, и маленькие несоответствия. Так, Евгения у тебя получилась куда более пышнотелой, чем в реальности. Да и в пристрастии к дурным привычкам я не замечена. Впрочем, это поэтические вольности. В остальном - понравилось, очень!

И что-то мне подсказывает, что у этого сериала может быть и продолжение... Следите за развитием событий, как говорится)


Рад что тебе понравилась история, Жень) А то обычно ты мою писанину плохо перевариваешь ( если она попадается тебе на глаза).
Как славно вышло с "телепатией") Правда читала о Лаоне?
Эта фраза Анаис Нин одна из любимых у неё.
Такую фразу Честертона было бы сложно забыть)

Кстати, полочка Евгении - почти ключик ко всей истории, ибо произведения на неё так или иначе обыгрывают "наши с тобой" истории или же уже само произведение Стивенсона.
Да, сама история несколько вышла из под контроля ( как обычно), и некой тенью повествования ведёт диалог с самим текстом повести.
Ты ведь знаешь как переводятся фамилии Хайд и Джекилл? Это ещё Набоков подметил : пристань и ледяной. Хайд ( Евгения), заключают в себе двуединство.
Отсюда и тема с кораблём и парусами, мороженым и людом ( из твоих, наших, историй).
Даже и не знаю, заметно ли, что история вышла несколько многослойной и не такой простой, как кажется на первый взгляд?
Кстати, как тебе милановое кресло ( из ткани Милано)? Я там разбросал множество своих теней ( анаграмма Лаон), отсюда и Александерсен с его тенью, тоже философски обыгрывающий перекличку с повестью Стивенсона. Читала его Тень?
Также решил привнести, разглядеть новый смысл в повесть Стивенсона : гендерный, с подавлением одного из полов в себе. Отсюда и Жан Жене и брючки и твой мужской плащ ( из твоей же истории, кстати).
Про Евгенику тоже не просто так ляпнул...

Жень, про "пышнотелость Евгении" ты не права. Я вообще старался подчеркнуть просто роскошные формы Евгении, как роскошные женщины как таковой ( так что, тут всё было в пределах нормы и красоты, так что , даже и не парься на этот счёт : тут я был деликатен и даже "фотографичен" ( насколько помню))
Наверно, тебя смутил образ с парусами? Так он многослоен, не парься.
Да, автобиографические моменты я-таки привнёс в историю : например, эпизод со связыванием рук.

Так это будет сериал? 1 сезон?)


И еще - не стирай с сайта эту историю, пожалуйста. Я ее добавила в избранное, но если тебе взбредет в голову, скажем, удалиться с сайта, то и все истории пропадут. Это было бы, как минимум, обидно для наших будущих биографов)))


Жень, ты издеваешься? Это уже не смешно, телепат. Я на самом деле не так давно думал удалить свой аккаунт.


Даже не думай! Столько ценного пропадет...

Некоторые аллюзии я уловила, некоторые нет, но общее впечатление получилось неразмазанным.

А кто сказал, что я твои истории плохо перевариваю? Просто я в принципе больше интересуюсь рецензиями, нежели историями, поэтому чаще комментирую первые, а не вторые. Если в первом случае можно поспорить, то во втором с автора и взятки гладки, одно слово - фантазия...)


Даже не думай! Столько ценного пропадет...

Да какая там ценность... Ты с какой стати вообще заговорила об удалении истории и аккаунта? Ты взяла в заложники кого-то из моих друзей и жестоко пытаешь?

Некоторые аллюзии я уловила, некоторые нет, но общее впечатление получилось неразмазанным.

Ну, с твоей светлой головкой ( в прямом и переносном смысле) был уверен, что многие аллюзии ты разглядишь. Вообще приятно писать не в пустоту, зная, что что за внешней легкомысленной и слегка провокационной формой повествования увидят нечто более серьёзное, интересное.

Просто я в принципе больше интересуюсь рецензиями, нежели историями, поэтому чаще комментирую первые, а не вторые.

Всегда любил в тебе твоё удивительное чувство юмора.