Больше рецензий

2 марта 2018 г. 18:13

2K

1.5

Не очень поняла, какой категории рекомендовать роман. Детям неполезна скрытая реклама наркоты: я про чай из грибов и то, что всех положительных героев периодически глючит. Взрослым неубедительно.
Ведь чем на самом деле страшны последствия ядерных бомбардировок? Во-первых, мощной ударной волной, которая превратит в руины всё, что окажется в зоне её поражения. Во-вторых, радиацией, которая страшна не столько тем, что порождает мутантов, сколько тем, что превращает в сильнейший яд самые безобидные на первый взгляд вещи – поинтересуйтесь последствиями аварии на ЧАЭС или хотя бы радиевыми девушками. В реальности ядерный апокалипсис выглядел бы примерно так, как в фильме «Письма мёртвого человека», снятом в 80-х годах в СССР.
А что имеем у Глуховского?
Вроде бы люди вынуждены жить в метро. Но при этом Москва – сохранена. На поверхности всё ещё можно увидеть Кремль. Сохранились дома, а в них – запечатанные квартиры и магазины, из которых при случае можно спереть кой-какую мебелишку, лекарства, предметы быта и жратву. И да, люди, которые всем этим пользуются, никакого дискомфорта не испытывают. Вроде бы есть радиация, но какая-то избирательная. Днём жарит так, что может сжечь человека. Зато ночью трое пацанов вылезают на поверхность без защитной одежды – и неприятных последствий для них опять-таки никаких. Вроде бы есть случаи мутаций. Но при этом ни одного случая лучевой болезни.
За 20 лет после апокалипсиса в метро было построено какое-никакое, но общество.
Вернее, несколько обществ, разделенных, в основном, по идеологическому признаку, причём все идеологии пришли ещё из доапокалиптической эпохи.
Если брать наиболее развитую часть этих обществ, то население метро делится, в основном, на три типа: военные, торговцы и интеллигенты-гуманитарии. И при этом – ни одного врача. Ни одного рабочего и вообще человека, способного разбираться в технике. И если медицина - это действительно какой-то предрассудок: люди, не заболевшие до катастрофы, не болеют и позже , в худшем случае подхватят чуму или вырастет третья нога, то отсутствие технического прогресса постоянно выходит боком. Ни транспортное сообщение между станциями наладить не могут, ни воротами какими-нибудь отгородиться от потенциальных злоумышленников, ни вагоны под жильё переоборудовать.
Высоко ценятся знания и книги. При этом знания практически не помогают менять окружающую человека среду, а учебник по биологии и порножурнал стоят одинаково.
Есть всеобщая паспортизация. Но даже на самых развитых станциях нет хотя бы самого примитивного подобия школ, в которых бы обучали ОБЖ и начальной военной подготовке.
НО ЭТО ЖЕ ФАНТАЗИЯ...
Да нет тут никакой фантазии.
Сталкеров впервые придумали братья Стругацкие.
Крысы размером с собаку – прямое заимствование из фильма ужасов.
Оттуда же мутации, поданные, как нечто офигенное и суперкрутое, хотя большинство из них на самом деле только мешают жить. И хищная дрянь в библиотеках.
Коммунистическая тема – пересказ стандартной антисоветской брехни.
Финал – заимствование из «Фиаско» Станислава Лема. Вот только если ТАМ шла речь о двух высокоразвитых цивилизациях, так и не нашедших друг с другом общий язык, то ЗДЕСЬ цивилизация всего одна. И идёт она на помощь к жалким людишкам, забившимся куда-то в глубины метро, попутно убивая или сводя с ума всех, кто встал у них на пути. А неблагодарные люди того не ценят. Ну потому, что в России народ такой.
НО ЭТО ЖЕ ЭКШН…
Да нет тут никакого экшна. Во-первых, от решения главгероя, равно как и от уровня его боевой подготовки и быстроты реакции, почти ничего не зависит. Всегда находятся какие-то неведомые силы, которые позволяют Артёму сильно не напрягаться. И по опасному маршруту проведут, и из неприятностей выведут. Причём не очень понятно, с чего бы все они так рвались Артёму помогать, если большинство из них крайние индивидуалисты? Во-вторых, герои постоянно страдают словесным поносом. Гаже всего в этом смысле Артём, который сопровождает философствованиями чуть ли не каждое своё действие. Возможно, автор так пытался показать его ум и глубокий внутренний мир. А по мне, если он такой умный, то почему не попросил у своего добровольного проводника срисовать кратчайший путь до Полиса с суперпутеводителя?
НО ЭТО ЖЕ ЗАСТАВЛЯЕТ ЗАДУМАТЬСЯ…
Разве что подростка. Взрослые уже во всём разобрались. И рассуждения, например, о нестыковках в религии для атеиста не новы, а верующего - не убедят. Точно также о пользе/вреде автомата Калашникова, относительности/абсолютности времени, правоте/преступности войн и т.д.
А вот разум и логика здесь явно хромает.
Девочка не знает, что такое молоко. Она серьёзно не видела грудного вскармливания?
Учёные, ещё 20 лет назад имели собственные кафедры и, вероятно, понимали, как собирать материал. Они серьёзно могли послать незнакомого человека «искать то не знаю, что»?
Профессиональный военный на явно опасном участке, где систематически пропадают люди, увидев след, идёт по нему, никого не предупредив и не подготовившись, как следует. А профессиональные военные действительно себя ведут именно так?
Дикарь, ясно видя, что у его духовного наставника забит кляпом рот, требует у того ответа на животрепещущий вопрос. Это как он должен ответить?
ЗАТО ПО КНИГЕ СДЕЛАЛИ ИГРУ…
Угу. Возможно, и неплохую – не знаю, не играла. Но сам опус явно посредственный.