Больше рецензий

28 февраля 2018 г. 23:45

404

3 необходимые сомнения

«Поэтому историк литературы должен уметь безо всякого сожаления подавлять в себе малейшие проявления жалости - в соответствии с наставлением
Ницше - он должен быть способен подтолкнуть падающего, подкрасться, например, сзади к склонившемуся над лестничным пролетом Гаршину и помочь ему совершить свой последний полет. Пусть летит себе голубчик! Все-таки, это его единственный шанс взволновать воображение безмозглых школьниц…» — 
Маруся Климова.

Язык Маруси Климовой — как скальпель: слишком тонок, слишком резок, слишком остр. Поначалу это кажется возмутительным и даже практически невозможным: такая непочтительность по отношению к великим фамилиям, бывшим под портретами в кабинетах литературы.

Кажется, от каждого слова (особенно с учётом щедро вбитых восклицательных знаков) от моста, построенного между нами и всеми этими подписями под портретами, отрывается здоровенный кусок, а слова продолжают барабанить по нему безжалостным дождём удивительной эрудированности в сочетании с умопомрачительной нелицеприятностью.

И то, что поначалу казалось воплощением басни о лисице и винограде оказывается в действительности сказкой про голого короля, и нас — в качестве героев этой сказки, недалёких льстивых людей, убедивших даже самих себя в том, что видят новое платье короля.

Можно много говорить о вкусе собственно автора, но книга как раз об этом: дело не во вкусе вообще, у искусства — совершенно другие критерии.

Это книга не для тех, кто хочет больше узнать о русской литературе, это книга не для тех, кто хочет сформировать какое-то мнение о русской литературе, это книга для тех, кто готов заново открывать для себя русскую литературу в частности и мир вообще: без навязанного обществом и школьными учителями оттенка линз.

наверняка какойнить чехов
заплакал б если б на беду
узнал бы что имел же автор
в виду

Рецензия написана в рамках игры «Долгая прогулка».

Комментарии


Вы правда считаете, что Климова нелицеприятна?