Больше рецензий

28 февраля 2018 г. 21:04

373

4 Литературный памятник интроспекции

Я помню, на одной из лекций в университете в пример «хороших книг по психологии личности» нам привели произведения Достоевского. Собственно, Семья Тибо по тому же принципу станет отличным пособием по возрастной психологии. По крайней мере, становление подростничества в лице главных героев описано в 1 томе со всей щепетильностью. Автор определенно страдает (или наслаждается?) графоманией. Автор дотошен. Однако этот тот самый случай, когда подобная детализация оправдана, потому что язык хорош, а события развиваются достаточно динамично. Особенно если начинаешь читать со второго тома, как это сделала я.

В книге описана жизнь семьи старика Тибо (и всех, кто крутится близко к ней) на фоне революционных настроений и военных событий в Европе конца 19 - начала 20 века, но это и так понятно из аннотации. Нужно сказать, что произведение вышло похожим на лоскутное одеяло. Помимо многословных дискуссий на политические темы вы сможете найти здесь также скрупулезно описанные клинические случаи совместно с лечебным процессом, рассуждения на тему уместности религии и законов мироздания, интроспективные исследования в режиме он-лайн и годные зарисовки к эротическим рассказам.

Сюжет здесь широко разветвлен, но повествование при этом очень рваное. Вы можете долго и с упоением читать события пары часов, а сразу после перепрыгнуть на несколько дней-месяцев-лет вперед. И хрен вы это предугадаете, я вот всегда сильно удивлялась такой резкой смене декораций.

Полноразмерно и детально раскрыты персонажи, их внутренний мир, душевные метания и возрастные изменения. Собственно, семья Тибо представлена отцом семейства (Оскар Тибо) и его двумя сыновьями (Антуан и Жак). Антуан - нарциссичный, тщеславный молодой человек, рисующий себе грандиозные картины своей будущей карьеры, которые со временем перерастают из желания стать отменным хирургом в мечты остаться в славной памяти многих поколений. Несмотря на некоторую его циничность и прагматизм, он вызывает у меня симпатию - своими психологизмом и беспрестанным поиском истины о себе и о мире, скептицизмом и живым умом, способностью полностью отдаваться чувствам и брать себя в руки, когда это требуется. Минутка мимими: некоторые его размышления удивительно точно совпадали с моими, и это всегда так трепетно - обнаружить что-то свое, личное в другом человеке. При всем при этом его самолюбование и эгоцентризм вызывают у меня отчетливое раздражение. В общем, автор не поленился создать максимально подробный образ своего персонажа.

Жак - его младший брат - показан совсем другим. Остро чувствующий, горячечно отдающийся идеалам: вначале - нежной любви к своему другу, после - социалистическим идеям. Максималист, жадно ищущий смысла, впадающий в крайности, при этом закрытый и надежно оберегающий свое внутреннее пространство от чьих бы то ни было посягательств.

При том, что здесь очень ярко и полно описаны мужские персонажи, все женщины незаметно сливаются в один единственный образ: нервную, мечущуюся, плохо собой управляющую, безнадежно влюбленную и совершенно несчастную женщину. По прочтении я с удивлением обнаружила, что крайне слабо разделяю между собой двух главных героинь (Женни и Жиз), то ли я не уделила этому достаточно своего внимания, то ли автор не распространил талант своего психологизма на женщин, но выделяются они для меня исключительно через отношения с другими героями. Исключение составляет разве что одна из любовниц Антуана - Рашель, у нее даже имя горит, а сама она, полная противоречий, ураганом проносится сквозь текст повествования.

Если первая половина произведения скорее про мирную жизнь, то вторая большей частью отдана под рассуждения о политике и военных действиях. Продолжительное топтание на одном месте утомляет, но в конце концов история завершается, а ее окончание полно горькой иронии как относительно судеб главных героев, так и относительно мировой истории в целом. Вышло красиво.

ДП - 2018