Больше рецензий

majj-s

Эксперт

без ложной скромности

28 февраля 2018 г. 12:07

4K

5 Живая книга о мертвом мальчике

Всегда есть двое: Пушкин или Лермонтов, Толстой или Достоевский, Пелевин или Сорокин, Крапивин или Железников. Крапивин взлетно-романтичный, исполненный несбыточных надежд, которые, рассудку вопреки, наперекор стихиям, сбываются, а герои, изрядно пережив и настрадавшись, приходят к своему счастью, как оно понималось изначально, может быть с небольшой корректировкой.  Прямой наследник традиции Крапивина в современной российской словесности Шамиль Идиатуллин.  

Эдуард Веркин это Железников: "Чучело", "Каждый мечтает о собаке" (да-да Пелевин - это Гайдар, а Сорокин -  Хармс но теперь не о том). Железников, у которого невыносимая тяжесть бытия наваливается на человека,  вчера ещё бывшего ребёнком, а сегодня вынужденного приспосабливаться к медвежьей хватке взрослого мира и слабым утешением служит,  что во младенчестве с ним тоже  никто особо не церемонился, "им игрушек покупать не будем, это можно лишь нормальным людям, а эти дауны схватят в лапы и будут грызть и кидать на пол". Что, какие-то особо суровые условия? Нет, не в том дело, скорее в ощущении себя, как человека более зрелого, чем те, кому судьбой назначено заботиться о тебе.  Быть  взрослее  собственных родителей,  искусственно стимулированная ответственность, отсутствие защитного слоя, который дают направленные на тебя любовь и забота. Ничего между тобой и механическими шестернями большого мира. 

В таком случае, это должно быть изрядно депрессивным чтением? Нисколько, читая "Мертвеца" смеялась, как не доводилось с детства, со времен рассказов Марка Твена и "Троих в лодке". У Веркина удивительные отношения с эмоциональной сферой, редчайший уровень прямого воздействия на астральное тело (которое, согласно эзотерике, ведает эмоциями) :  "Мертвец" - хохот до боли в щеках и животе, "Облачный полк" -  рыдала часа полтора, никогда так не плакала от книг, "ЧЯП", сцена с грибами и старушкой  - лютый животный ужас. Как то он может это делать.

И как-то  ему удаётся писать умные, тонкие, глубокие книги, оставаясь понятным и доступным читателю, не испорченному излишком культуры. Это высший пилотаж, книжные черви, как я -   особая категория, они  создают статистику, разбавляя двумя сотнями прочитанных за год книг абсолютное большинство, читающее по  одной книге в два года. Но у нечитающей в принципе нации есть резерв, люди, которые поневоле осиливают десяток книг за год. Да, я о подростках эту мысль, услышала в интервью Идиатуллина,  поразившись точности и ёмкости. У них интеллектуальные мышцы, которые отвечают за чтение и понимание прочитанного, не атрофированы, как у большей части взрослых, в рабочем состоянии и если сейчас дать им возможность читать хорошие честные умные, но понятные книги, возможно, в следующем поколении полку читателей прибудет. Нет, не утопия, практический подход. 

Но я увлеклась отвлеченными рассуждениями и отклонилась от темы, а рассказать хотелось о книге, которая доставила столько незамутненной читательской радости, подарила такой невообразимый коктейль ощущений, что  серьёзно рассматриваю  "Мертвеца" кандидатом на книгу года в личном рейтинге неважно, что год только начался, а  читаю я много.  Эта повесть  того стоит. 

Провинция, нет, ужас и безнадёжность провинциальный жизни оставим взрослым. Подростки прекрасно понимают, что не Москва, но во-первых другого не видели, во-вторых, все, что им по большому счету нужно находится здесь, в-третьих, дети, они же очень большие реалисты и ситуацию оценивают трезво: нет возможности изменить - приспосабливайся. 

Тем более, что интересные вещи и тут происходят. И лучшая девочка на свете, дочь местного помещика, тоже тут (угу, а вы думали не бывает,  в провинции сподручнеё хутор откупить, цены на жилье бросовые). А брательник твой и вовсе нашёл свое призвание в похоронном бизнесе, что с того, что всего тринадцать, он уже года два эти дела мутит и поднаторёл,  надо сказать. Нет, пока с животными практикует, но лиха беда начало. Сильный восьмой дом, сказал бы  астролог, но им и без астрологии не скучно. 

Есть ещё друг, который как бы не друг, Вырвиглаз и это, доложу вам, ужас, летящий на крыльях ночи. Нормально, в общем. Пока не появляется этот мальчик, Упырь, с которым надо дружить, потому что его отец помог твоему бате выпутаться из очень серьёзных неприятностей. А что твою жизнь пускают под откос, кому это интересно? 

Уморительно смешная книга с невероятно жёстким горьким финалом. И главное, конечного ужаса почти никто не разглядит. А был ли мальчик? Может быть мальчика то и не  было? 

Благодарность за рекомендацию zurkeshe

Комментарии


Спасибо! Замечательная рецензия! Я тоже уважаю творчество Веркина. Недавно прочитала "Герду", впечатление сильное, сейчас это у меня любимая книга Веркина. До этого любимыми были "Через сто лет" и "Кусатель ворон". Как раз думала, за что теперь приняться - за "Мертвеца" или "Чяп", из Вашей рецензии поняла, что обе книги хороши. Как выбрать? :)
P.S.: К вопросу о подростках. Меня на Веркина подсадил сын. Он считает его лучшим писателем вообще. Считает, что Веркина должны читать все.


Вы счастливица (это о сыне, мы с сыном и дочерью нечасто совпадаем во вкусах). ЧЯП тоже совершенно роскошная вещь, а "Герду" теперь сильно захотела я, спасибо. Я давно прочла о Веркине в интервью Идиатуллина, прочитала "Облачный полк" - прямо рухнула туда и уже несколько лет для меня это лучшая книга новейшего времени о войне.


И главное, конечного ужаса почти никто не разглядит.

Немудрено когда таким языком написано:)))
Всегда, когда кого-нибудь калечит, приезжает комиссия, в этот раз должна тоже, я спросил для того, чтобы родители очухались слегка.


Ну как тебе?


Ужос-Ужос!
Терпеть ненавижу намеренное стилистическое убожество.
Я пошёл на этот бряк и увидел мать. Она мыла пол. Зачем тут пол мыть? Всё равно приходит полтора человека. Но мать моет пол каждый день. Наверное, это ей значимости придаёт.


Это стилизация, речевой строй и строй мышления подростка. Абсолютно никакого убожества. И ты не увидел в книге смешного, страшного, трогательного, а увидел только эту стилистическую игру, которую принял за недостаточное владение словом?


Май, Веркин профессиональный писатель, и в своей стилизации заходит на мой взгляд слишком далеко. Помнишь: для детей надо писать, как для взрослых, но лучше? А он пишет ужасно.


Просто не твой автор и не твоя книга.
Но Веркин очень хороший писатель, возможно лучший.


Это при варварском-то языке и напрочь отсутствубщей мыслью?
Ну-ну.)))


А к Над пропастью во ржи ты как относишься?
Или может тебе приходилось читать Железникова, по одной из книг которого Роллан Быков снял Чучело?
Тоже находишь ужасными?


А что они тоже таким языком написаны?
Или в них тоже бред про локаторы, сбивающие торпеды, или шепот красного смещения?


В отличии от эпизода с мытьем пола, мой ответ на твою реплику о котором ты игнорируншь, красного смещения и локаторов не помню, это из Через сто лет? Не очень люблю эту книгу.


Я вспомнила этот эпизод с мытьем полов. Там ведь речь о клубе. администратором которого в их заштатном городке работает его мама, главная по культуре. И она моет там полы, у нее свои резоны, может, поступая таким образом, она действительно думает, что служит высокому - а пацан психует. Подростки ведь стесняются униженного положения родителей, а в этом случае мать еще и добровольно вызвалась.


А почему тебя этот эпизод поразил?
Это ведь довольно обычная картина, когда дети стесняются родителей, а родители детей.


Если бы как-то особенно поразило, вспомнила бы эпизод сразу, а не через пару дней после твоей реплики. Ты прав, людям свойственно стыдиться детей и родителей, но отчего-то не супругов. Но что касается "бряк-бряк" и матери, моющей полы - Веркин абсолютно логичен - это одно из проявлений его
безупречной внутренней логики. Именно поэтому сумела восстановить в памяти эпизод с полами: всякая деталь двигает сюжет не менее, чем тремя способами и каждая на своем месте работает на общий замысел. Потому не сомневаюсь, что и "красное свечение" или что там тебя неприятно поразило, при ближайшем рассмотрении окажется вовсе не таким вопиющим)).