Больше рецензий

27 февраля 2018 г. 21:58

2K

2.5

Читается эта вещь довольно-таки сложно. Очень рваное повествование, действующие лица и декорации то и дело меняются, реплики рубленые, короткие - в принципе, Довженко сразу предупреждает в предисловии, что это наполовину повесть, наполовину киносценарий. Но сказать я хотел не об этом. А о том, что, читая эту повесть сразу после "Чорного ворона" Шкляра, в глаза бросаются схожая черта обеих книг, написанных в разные эпохи, но про одну землю. И эта черта - соцзаказ. Ни у Шкляра, ни у Довженко нет и толики объективности (хотя ладно, у Довженко примером объективности может служить партийный функционер Лиманчук). Обе книги, хотя и написаны очень хорошо, и пронизаны любовью к Украине, очерняют врага - заметьте, не описывают его, а очерняют. Как будто недостаточно было зверств нацистов на украинской земле, как будто не было Бабьего Яра и Львовского гетто - надо было описать немецких солдат, лающих, и идущих в психическую атаку в одних трусах. Порой объективность - самое сильное оружие, но впечатление и от книги, и от минувших событий может смазываться, когда в дело идут подобные очевидные преувеличения.

Комментарии


заметьте, не описывают его, а очерняют.

...- поясните подробнее, что имеется в виду? какие претензии, особенно к Шкляру, у которого нет "и толики объективности"?
просто интересно.
такие громкие заявления требуют пояснений.


Это не претензии, а констатация факта. Чтобы вам было проще меня понять, упомяну на всякий случай, что я одинаково ненавижу и красных, и коричневых, и у моего рода свои счёты с ними. А сказать я хотел вот что. Вот смотрите - большевики у Шкляра это своего рода сферические злодеи в ваккууме. Я ни в коем случае не преуменьшаю преступлений красного режима на украинской земле, вот только Шкляр чётко проводит черту между чёрным и белым, кристаллизуя образ врага. Большевики у него, как по мне, изображены сугубо чёрными красками - что хотя и небезосновательно, но всё же недостаточно объективно, ведь люди все разные.
У Довженко те же коммунисты - украинские коммунисты, как бы странно это не звучало - ярые сторонники советской власти, и, в то же самое время, патриоты Украины. И немцы у него также изображены бессмысленными и беспощадными подонками. Я же, признаться, противник популярного подхода грести всех под одну гребёнку, и для меня индивидуальность значит больше, чем масса. Однако и на "Україну в огні", и на "Чорного ворона" был социальный заказ - в обоих случаях нужно было максимально очернить врага и возвысить своих; в первом случае соцзаказ был обусловлен советской идеологией, ставившей в один ряд солдат УНР, партизан УПА и военнослужащих вермахта и СС, во втором случае - возрождающейся украинской независимостью и постепенным переосмыслением собственной истории. В этом нет ничего плохого, ибо человек, как племенной житель, всегда склонен делить людей на "своих" и "чужих" - это объективная действительность, на которую указывал ещё Десмонд Моррис в конце 60-х. Однако, вынужден повториться, я сторонник объективности в литературе, и гротескное изображение врага меня скорее печалит.