Больше рецензий

nika_8

Эксперт

Эксперт Лайвлиба

24 февраля 2018 г. 20:14

5K

3.5 Что ожидает Homo Sapiens в будущем: вечное блаженство или участь, сходная с той, что уже постигла другие человеческие виды?

Продолжение ставшей бестселлером «краткой истории человечества». Что же будет с сапиенсами через 10, 20 или 50 лет? Удастся ли Homo Sapiens сохранится или человечество ожидает очередной виток эволюции (на этот раз впрочем рукотворной), который может привести к перерождению Sapiens в какой-то новый вид?

Автор предлагает читателю несколько возможных сценариев. Однако перед тем как заглянуть в будущее, делается краткий экскурс в прошлое. В частности, рассказывается, что в рамках доминирующей сегодня концепции гуманизма (каким мы его понимаем, начиная примерно с XVIII века) можно выделить три отдельных течения: либеральный гуманизм, социалистический гуманизм и эволюционный гуманизм. Если коротко, либеральный гуманизм, к важнейшим атрибутам которого относятся такие явления, как права человека, свободная рыночная экономика и демократическое волеизъявление народных масс на выборах, победил остальные гуманистические течения и, на сегодняшний день, является господствующей мировой религией (несмотря на то что, как и из любого правила, здесь тоже встречается достаточно исключений). Ключевым принципом, на котором базируются все гуманистические направления, является незыблемая вера в то, что человек - венец творения, а человеческий опыт – это источник всех смыслов и всего происходящего в мире. Но, учитывая обстоятельства, насколько подобный миропорядок долговечен?
Современная наука выводит, что живые организмы являются алгоритмами, обрабатывающими разные объёмы информации. Люди выполняют эту задачу на качественно ином уровне, чем, например, волки или бабочки, но суть от этого не меняется.
Согласно Харари, на протяжении истории также формировались различные общества, от империй древности до современных либеральных демократий, занимающиеся решением различных задач, связанных с обработкой входных данных. Более того, основная причина, почему либеральный гуманизм оказался победителем, заключается в том, что он, обладая большим количеством обрабатывающих информацию и принимающих решения процессоров, а также более качественными связями между этими процессорами, справляется с задачей переработки огромных массивов данных лучше всех остальных и является сегодня наиболее успешной системой по обработке данных (data-processing system).
Именно либеральные общества наиболее эффективно фильтруют потоки данных и преобразуют данные в информацию и знания, что, соответственно, ведёт к принятию оптимальных решений. Тут мы и подбираемся к доминирующей идее всего произведения. Научно-технический прогресс не стоит на месте и уже идут разработки алгоритмов, которые с высокой вероятностью рано или поздно превзойдут современного человека в вопросах обработки данных и при этом будут независимыми от человека. Единственное существенное их отличие от человеческих созданий, что они не будут обладать сознанием и, соответственно, у них не будет субъективного опыта. Возникает вопрос, если основной ценностью в обществе будущего будет максимально эффективная обработка бесконечных потоков данных, а высокоинтеллектуальные, пусть и неспособные сознавать, алгоритмы будут в этом успешнее человека, сможем ли мы по-прежнему оставаться «венцом мироздания», и будет ли человеческая жизнь и впредь считаться священной? Естественно, автор не даёт ответа на этот вопрос, всего лишь предлагая читателям задуматься над ним и отмечая, что картины будущего, которые он рисует в своём «Homo Deus», являются возможными вариантами развития событий, а вовсе не пророчествами.

Основной угрозой гуманизму, а значит, нам с вами и нашему современному миру, по мнению автора, является дэйтаизм (Dataism), детище биологии и компьютерных наук.
Нарождающееся течение угрожает сместить гуманизм и человека с его опытами и переживаниями, представляющими некую абсолютную ценность. Уже сейчас, когда наука говорит, что все наши эмоции, реакции и решения являются результатом биохимических процессов, происходящих в мозгу, сложно считать человека каким-то исключительным существом, вокруг которого крутится весь процесс мироздания. Что же будет завтра, если алгоритмы не только станут ещё «умнее», но и научатся контролировать и легко манипулировать человеческим сознанием? В результате индивидуумы могут утратить свою уникальность (если все их шаги будут заранее просчитываться искусственным интеллектом со стопроцентной точностью) и свой особый статус.
Как будет себя чувствовать человек в мире, в котором алгоритмы будут понимать его желания и знать его лучше, чем он сам? Выиграет ли человечество от такого развития событий? Не может ли случиться, что при таком раскладе человек в силу своей ненужности утратит роль «хозяина планеты Земля» и условия его жизни существенно ухудшатся по сравнению с тем, что мы имеем сегодня? Харари склоняется к мысли, что технологический прогресс уже не остановить. Впрочем, люди к этому и не стремятся, так как надеются в результате обрести счастье, здоровье, а возможно, даже бессмертие…
картинка nika_8
На мой взгляд, ознакомиться с подобными идеями действительно полезно, но не стоит возлагать слишком большие надежды на научно-технический прогресс и его темпы. Кто знает, сколько десятилетий понадобится, чтобы суперкомпьютеры и алгоритмы и впрямь стали абсолютно автономными и смогли «управлять» миром? Может быть лет 30, может 100... а может, за поворотом нас уже поджидает какой-то совсем отличный сценарий.