Больше рецензий

Myrkar

Эксперт

от триипостасного Бога

23 февраля 2018 г. 23:15

7K

2.5 Деструктивная психология за 30 минут

Книги, которые получают статус бестселлера, - интересное явление нашей жизни. Нам постоянно кажется, что люди выбирают для покупки значимые произведения, голосуют валютой за качество и вообще объективны. Но практически каждый раз большинство, да ещё с денежкой в кармане, демонстрирует вовсе не то, что можно охарактеризовать как выбор в принципе. Бестселлерами становятся книги привычки: издания из серий детективов (например, Джон Гришем) или любовных романов (Джоджо Мойес). Бестселлерами становятся книги комплексов: те, которые подтверждают человеческую ущербность интересов, типа внутренней богини, анализирующей оттенки Грея, или умалишенного экскурсовода Брауна. Апогеем выразительности мировоззрения большинства, принявшего решение купить книгу, становятся вот такие экземпляры по саморазвитию. Печаль ситуации заключается также в том, что, скорей всего, «Кафе Почему» обрело этот статус благодаря своему жалкому объёму, очень коротким главкам (20 штук на 150 страницах формата почтового конверта) и предельно примитивному содержанию. Указание на то, что эта брошюрка уже десять лет в топе продаж в Германии очень красноречиво рисует картину общества утомленных рутиной нищебродов, ищущих поворотного момента жизни за небольшую плату.

Произведение Джона Стрелеки как раз призвано подарить этот самый поворотный момент. Обещания в аннотации говорят о том, что именно события, произошедшие в кафе «Почему (я здесь)?», меняют всё и делают человека счастливым. Более того, в книге скрыта ещё одна маркетинговая уловка: описан только разговор в кафе, а о его результатах нужно будет прочесть в следующей книге, события которой разворачиваются десять лет спустя. Вангую, что герой книги обрёл всё, что хотел и даже больше. Но вот в чем подвох: притчи в диалогах внутри кафе повествуют о том, как люди выбирали простое счастье на всю жизнь, вроде ежедневной рыбалки и проведения времени с родными. А наш герой был нацелен на жизнь миллионера для пущей простоты ведущим образ жизни курортствующего на пляжах Коста-Рики. Нет смысла читать, когда у тебя есть фантазия. Потому что на самом деле не было никакого разговора в кафе. Не было и самого кафе. Зато есть несколько архетипов человеческого мышления.

Жанром книги можно назвать магический реализм. Причём очень сильно похожий на советскую педагогическую беллетристику для подростков о том, как некий сенсей-профессор из НИИ проводит прямо в мозг с помощью некого хитрого изобретения начала философии о личности. Не удивительно, что на постсоветском пространстве этот жанр получил популярность в виде пелевинского постмодернизма и эзотерических всплесков. Пелевин некоторыми продолжаеи читаться как сенсей, а не как иронизатор. Во вселенной книг по саморазвитию происходит иная подмена истины о личности, равная введению в практически любую секту: декорация-лохотрон, примитивный аттракцион для вечно голодного и уставшего «трудяги»: тот получает бесплатную вкусняшку, в процессе поглощения которой будут продемонстрированы несколько дешевых фокусов на самовнушение и воспроизведен материал для дополнительного внушения/вкушения. В чисто фантастических произведениях это все существует в виде попадания в некий сосуществующий с нашим чудесный мир, куда попадают через аналогичное жизненное блужданиею которое именно по ту сторону превращается в приключение.

Все эти сходные жанровые структуры в дальнейшем предполагают, что самое интересное - само приключение, а не личностные изменения как таковые, поэтому адепты материалистической философии продают свои души современным извращениям античной мысли в какой-нибудь прогрессивистской нелепице, новообращенные сектанты воспроизводят встречи со своими коучами, а любителей фантастики начинают кормить приключенческими сюжетами в рамках выдуманной вселенной. Выхода из воображаемого мира в реальность не происходит. По расчётам Стрелеки, на протяжении десяти лет нужно рефлексировать на притчах из его первой книжки, чтобы достигнуть каких-то там результатов второй. И вряд ли там крах, приводящий к бессмысленной кончине. Читатели «Алхимика» Коэльо вот просто продолжили знакомиться с вселяющими надежды произведениями автора и дальше, а они ведь тоже микроскопические книжонки-притчи.

На мой взгляд, любая достаточно бессмысленная фантастическая история в любом случае окажется лучше двух остальных способов введения в жизненный психоз. Она хотя бы содержит творческое начало в создании подробностей и демонстрирует частицы авторской мысли. Она чуть дальше от того, что должно касаться нашего мира и не вызывает веры особой силы. Книга же Стрелеки предлагает картонные декорации, у которых даже нет описания, появляющихся из ниоткуда собеседников, которые по цепочке прерывают также неописанные разговоры, чтобы по очереди предложить центральному персонажу некий набор вопросов и ответов на них. Причём персонаж, которого поражаетто, что он никогда не задумывался над проблемами своего существования и его цели (шта? цель существования? и дальше это словосочетание надо превратить в магическую формулу ЦС? что за советская магия смысловой деноминации?), оказывается уже знал все то, что ему внушают и в ответ выдаёт изложение только что произнесённого его собеседником. Как будто происходит сеанс гипноза, а средством введения в него является в том числе ритуал приема пищи.

Усугублены проблемы книги и ее оформлением. Российское издание слишком буквально изображает смысл внутреннего содержания - размазанно и с потерявшим свой уют желтым в слишком жестком контрасте с зелёным и синим. За рубежом это была приятная жёлтенькая книженция с чашкой капучино, на котором молоком был вырисован вопросительный знак.

Кстати, психологически опустошенные люди, которым так и не удалось выбраться в реальность, в результате проявляют адекватность только в процессах следования привычкам, в большинстве случаев носящих вредный характер: радуются сигарете, подтверждающим зацикленные взгляды идеям или просиживанию знакомых штанов на знакомой скамейке как связи с жизнью в приобретенном следованием этой самой привычке беспамятстве.

Впечатления от книги неплохие, но не потому что она легка, проста или открывает важные истины. Для меня она очень ясная, ничем не обременённая демонстрация начал деструктивной психологии. Бесталанный автор не смог ее никак завуалировать и выдал в виде той неестественной, плохо сыгранной постановки, в которой она обычно и выражается.

Комментарии


полностью согласна, вот откуда бестселлер? ну смешно, правда