Больше рецензий

sq

Эксперт

Abiit, excessit, evasit, erupit

22 февраля 2018 г. 03:46

923

4

Когда я начал читать эту книгу, у меня было желание поскорее закрыть последнюю страницу и поставить высшую лайвлибовскую оценку. Я наслаждался языком книги, сатирой и иронией, любовью автора к (родному?) городу. Однако литературные достоинства со временем померкли. Обнаружились куски, которые читать было скучно. А главное: все персонажи остались плоскими и чёрно-белыми. Никакого развития никто из них не получил. Лев в 6 лет не сильно отличается от Льва в 30.
И всё время чувствовалась какая-то вторичность. То Пелевин проскочит, то смягчённый вариант Сорокина, то "Мастер и Маргарита" вспомнится, то Маркес. В конце и вовсе автор вогнал меня в непонимание густой мистикой. Не решил ещё, сколькими баллами я эту книгу оценю, но точно не максимумом.
Однако оценка будет высокой. БОльшую часть текста я прочитал с удовольствием. Книга полна афористических фраз вроде таких:

вилкой гоняя по тарелке ловко и, видимо, не без причин увертывавшийся от него соленый огурчик
...
Пора было покрываться холодным потом: чувство порядка требовало. Так Владлен Семенович и поступил: холодным потом покрылся и затрясся даже.

Ну классно же! Просто представляешь себя на месте этого Владлена Семёновича. Или даже на месте огурчика.
И таких перлов в тексте огромное количество. Приятно читать.

О чём же книга?
О месте и времени.

Жанр?
Несомненный магический реализм.

Написано про Москву. Хотя подобную книгу можно написать о любом городе мира. Надо только, чтобы он был достаточно большим и с историей. Чтобы можно было пойти куда-то в неизвестном направлении, встретить много незнакомых улиц, переулков, проходов, подворотен, странных зданий и людей. И потом вдруг, совершенно неожиданно, оказаться в знакомом месте, расположенном бог знает как далеко от начала маршрута.
Можно немного пользоваться картой, но только бумажной и желательно достаточно старой. (GPS-навигатор не подойдёт.) Бумажная карта всегда чуть-чуть врёт и -- немного или сильно -- отстаёт от времени. Пользуясь ею, вы обнаружите много интересного, узнаете, что город живёт, что-то в нём неожиданно меняется.
Можно прогуляться и по карте, которая у каждого в голове. Пожалуй, в этом случае интересного найдётся ещё больше.
Что это?
5-я улица Соколиной Горы. И 8-я есть. А куда же делись остальные?
Спасоглинищевские могут превратиться в Спасокукоцкие или наоборот.
Отыщутся какие-то Лялины, Галины, Машины, которых сто лет здесь не было и быть не могло.
И какой там Кисловский переулок? Верхний? Нижний? Хрен его знает. Но совершенно точно не Средний. Так какой всё-таки? А неважно! Каждому известно, что Кисловский в Москве один, какой бы он ни был. Но ясно и то, что были и другие Кисловские. И где они все?
А они где-то рядом. Они остались. На старых картах или в памяти. Если в памяти, то с дополнительными искажениями. Получается цирковой фокус:
андеманир штук, свежий вид: другая Москва стоит!

По этому поводу Евгений Клюев предлагает афоризм, практически готовый тост:

за мою Москву, за память места, за Слово, которое было в начале!

Выпить за такое совсем не грех.

Но что лучше: Москва моей памяти или Москва современная?
Ох, и сложный же это вопрос!
Идёшь по парку или скверу и вдруг вместо уютной тропинки с одуванчиками и цикорием по бокам -- тротуарная плитка! В сильный дождь она очень полезна, наверное. Да никто об этом не знает: кто ж пойдёт сюда в сильный дождь?
С другой стороны, кому хочется сегодня жить в городе, который спланировал ещё Юрий Долгорукий? Кому-то жаль сгоревших без следа во время нашествия Наполеона деревянных изб? Лично мне жаль только погибшего в огне оригинала Слова о полку Игореве. Нельзя стоять на месте. Надо двигаться вперёд. Большой театр, Манеж и Александровский сад наверняка лучше, чем топкие берега реки Неглинной.
Посмотрим с третьей, так сказать, стороны. Берём Мясницкую между Бульварным кольцом и Садовым. Андеманир штук, гранитный вид: широченный тротуар лежит! По нему и раньше, когда он узким был, редкий пешеход ходил, и сейчас почти никого нет. Каменные лавочки. Предполагается, видимо, что мы сядем и будем глазеть на контору Центросоюза, шедевр Ле Корбюзье. Здание стОит того, чтобы посидеть и посмотреть. Но... ни разу не видел, чтобы кто-нибудь действительно сидел и смотрел. Не трогали бы лучше Мясницкую, оставили как есть, честное слово. Гранит в данном случае мало уместен.

OK, это всё мои личные впечатления. Для тех, кто хочет впечатлений своих, вот набор старых карт. Гуляйте, друзья, читая эту книгу. Москва несомненно её главный герой. Только не смотрите при этом на навигатор: он убивает андеманир штук.

Действие книги относится к периоду от 1970 примерно года до конца века. Автор в мистической форме довольно интересно рассказывает о многих сторонах нашей жизни от советской засекреченности всего на свете до повального увлечения "тонкими энергиями" и подобных помешательств.
А где-то фоном постоянно маячит цирк. В настоящем цирке всё и делается по-честному, по-настоящему. А в цирке нашей московской жизни во все времена всё было, есть и будет наперекосяк.

Книга очень достойная. Особенно рекомендую жителям упомянутых больших городов с историей. В первую очередь, разумеется, москвичам.
Очень жаль, что повествование не доходит до настоящего времени. Было бы не менее занимательно.

====== PS

Раздражало частое написание слов "Вы", "Вас", "Вам" с прописной буквы. В служебной записке начальнику это уместно. В литературном произведении -- нет. Заблуждаются те, кто думает, что такое написание добавляет тексту вежливости, а героям уважения. Канцелярского стиля оно добавляет.

Хотел ещё много чего написать. Про власть, про науку и шарлатанство, про искусство добывания денег и неожиданные повороты сюжета, ещё про что-то. В книге очень много интересных тем, которые можно обсудить.
Но довольно. И так длинно получилось.

=========
Большое спасибо lapickas . Очень удачная вышла рекомендация :)

Комментарии


Вот кстати да, эта книга скорее берет атмосферой и тем, что после нее хочется порассуждать, а не сюжетом или персонажами.
Рада, что чтение удалось)


Я тоже вначале книги думал, что поставлю высокую оценку, но дальнейшее меня сильнее разочаровало, чем вас)


Бредовые повороты сюжета и мистика благополучно забылись, а дух старой и новой Москвы остался. Сейчас вижу: не зря я тогда высоко оценил книгу :)


Может, и у меня останется. Но пока высоко оценивать не хочется)


Понятно :)


Только что дочитала книгу и пошла читать рецензии. В вашем отзыве (достаточно нелицеприятном) меня удивила фраза "А главное: все персонажи остались плоскими и чёрно-белыми. Никакого развития никто из них не получил. Лев в 6 лет не сильно отличается от Льва в 30."

Скажите пожалуйста, вы действительно считаете образ Антонио Феери плоским?

(Я часто встречаю в отзывах ЛЛ упрёки в картонности персонажей, но мне кажется, здесь совсем не тот случай!)


Не совсем понимаю, что в данном контексте значит "нелицеприятный". Видимо, что-то другое, чем в словарях...
Я считаю книгу достойной. Оценка 8/10 значит у меня "существенно лучше среднего".

О развитии персонажей сейчас рассуждать не могу, поскольку не особенно хорошо их помню. Помню главного героя -- и это несомненно Москва. Вот она сильно изменилась, но те, кто любит город, видит за изменениями и прошлый его облик.
Могу предположить, что ожидал, что некоторые положительные герои со временем станут отрицательными или наоборот, но ничего такого не случилось. Нет, не буду гадать: почти не помню Антонио Феери, прошу прощения :)


"Нелицеприятный" здесь использовано ровно в том же значении, как и в словарях: справедливый, беспристрастный. ) Рецензия мне понравилась, показалась взвешенной, не просто отпиской, поэтому я и решила уточнить некоторые моменты.

Согласна, детали прочитанного постепенно сглаживаются из памяти. Да и любимого персонажа читатели выбирают на свой вкус. Насчёт персонажей - поняла, спасибо за разъяснение.


И вам спасибо на добром слове и за пояснение. Не понял вас с первого раза, это со мной случается :)