Больше рецензий

20 февраля 2018 г. 14:39

562

4.5 Свободной или бесплатной?!

Игра слов оригинального названия, к сожалению, не попала на обложку русского издания. В оригинале книга называется "How Music Got Free: A Story of Obsession and Invention", и уж будьте уверены, двойное значение слова Free ("свободный" и "бесплатный") обыграно всем содержанием книги, и не один раз. Кроме того, на обложке откуда-то взялся "конец индустрии звукозаписи" и какой-то "нулевой пациент", хотя книга оптимистично заканчивается турбулентной _трансформацией_ индустрии (что мы и наблюдаем в действительности), а вовсе не каким-то там "концом", да и про "пациента" в оригинале ничего нет: исходный подзаголовок -- "История одержимости и изобретательности" (согласен, впрямую на русский перекладывать его не стоило, коряво вышло бы).
Если коротко, это история о том, как:
1. были разработаны форматы сжатого хранения аудио, прежде всего mp3, доминировавший в этом деле почти 20 лет;
2. распространение музыки как объекта потребления от "второго уровня опосредования" (мой собственный термин: в книге его, конечно же, нет) перешло на третий - то есть от торговли физическими носителями фокус сместился на распространение оцифрованного звука, сначала в виде файлов, а теперь и в виде потокового воспроизведения;
3. и самое главное - всё это делали отдельные, вполне конкретные люди: учёные, бизнесмены и... пираты.

Книга интересная. В ней многое не охвачено, но книга интересная. И хорошо переведена (Саша Беляев, известный музыкальный журналист), но ближе к концу в тексте жутко много англицизмов, у которых вполне себе есть русские переводы - это специально так? а то местами походит на автоматом переведённые статьи в русской википедии... Другое дело, что фактология по крайней мере первой половины книги хорошо известна нам, старым перцам, читавшим в 90-е и первой половине 2000-х журнал "Компьютерра" и буквально в прямом эфире наблюдавшим развитие цифрового звука через окошечко, которое прорубало в сетевой мир это высокопрофессиональное издание (таких больше не делают!), ...но так то нам, старым перцам.
И интересно по-новому оценить роль в истории музыкальной индустрии последней четверти века бывшего главы Universal Дага Морриса.
В общем, всячески рекомендую. Хорошая книжка, нужная.