Больше рецензий

Natalli

Эксперт

Эксперт Лайвлиба

17 февраля 2018 г. 09:04

3K

4 Рыжий - не цвет волос, а образ жизни.

У этой книги рыжий цвет. Цвет жаркого июльского Стамбульского солнца, цвет молодости - рассвета жизни, цвет любви юного лицеиста. В этом своеобразие творчества Орхана Памука - каждая его книга имеет цвет, который выступает лейтмотивом произведения и ключом к еe пониманию («Белая крепость», «Меня зовут красный», «Черная книга» и др.)
Книга замечательна и годится для увлекательного чтения на пару вечеров, но можно еще неделю над ней размышлять и спорить с автором — это виртуозное сочетание простоты и глубины, сложности построения сюжета и ясности изложения!
«Рыжеволосая женщина» — это 300 страниц романа о любви к рыжеволосой (читай: не такой как все) талантливой актрисе провинциального театра, которую встретив в семнадцать лет, главный герой пронес через всю жизнь, чтобы через четверть века увидеть вновь. Однако если вдумчиво погружаться в текст, роман как глубокий колодец, где за каждым метром открывается новый смысловой слой. А мы знаем, такая многослойность - черта настоящего Художника.
В романе пересекаются и взаимодействуют Восток и Запад с их системами нравственных ценностей - и это тоже одна из главных тем творчества Нобелевского лауреата (2006 г.) Орхана Памука. Эта тема реализуется в романе через историю царя Эдипа из трагедии древнегреческого поэта Сафокла, где сын убивает отца и через историю богатыря Рустама, убившего своего сына Сухраба из восточной поэмы «Шахнаме» Фердоуси, через проблему отцов и детей.
С самого начала все идет к тому, что главный герой Джем обречен своей судьбой реализовать один из двух классических сюжетов, но какой именно? Солнечное и безмятежное начало романа повествует о том, как 17-летний лицеист Джем роет колодец вместе с опытным мастером Махмудом, чтобы заработать денег на поступление в университет. Мастер учит его ремеслу и рассказывает притчи, из которых делает неожиданные выводы. По сути — учит жить и их отношения очень напоминают классические отношения отца и сына, требуя взамен от парня только одного: верить ему. Но в один момент все пошло не так, и Джем повел себя предательски. Этот грех наложил отпечаток на всю дальнейшую жизнь главного героя.
Автор убежден в том, что проблема отцов и детей крайне актуальна для всего человечества. Голосом одного из героев он говорит: «Современный европеизированный человек — это человек, потерявшийся в лесу города. А потеряться — значит остаться без отца». Делая такой вывод, Орхан Памук, вопреки своей репутации приверженца европейских ценностей, утверждает восточную модель отношений отцов и детей, где отец всегда наставник и непререкаемый авторитет, ответственный за судьбу сына.
Читатель волен соглашаться с автором или иметь свое мнение. Мне кажется, все зависит от нравственного выбора самого человека и воспитание влияет, конечно, но не является определяющим.
Вывод: книга оставила яркое, неизгладимое впечатление. Думаю, что буду продолжать знакомство с творчеством Орхана Памука, ждать каждую его новую книгу и, как все поклонники творчества автора гадать: каким цветом она будет?

Источник