Больше рецензий

16 февраля 2018 г. 19:25

767

1 Черное нЁбо.

Честно говоря, все эти "исповеди", которые начали обильно появляться после книжки Марии Кикоть, уже начали утомлять.
В первую очередь, своей однообразностью и примитивностью. Похоже, что слава "Исповеди послушницы" настолько сильно мешают спать разным "писателям", что они готовы на все, только бы повторить ее успех. Правда, написать такую же пронзительную книгу, которую написала Мария, они не могут - маловато таланта, честности и настоящей боли. Поэтому, все это они пытаются заменить злобой.
Тут главное правильный рецепт - церковный сленг + несколько историй "из жизни воцерковленных" + антиклерикализм + побольше негатива в отношении Церкви. Если суммировать, то все такие книги можно было бы уместить в одну фразу: "я был в Церкви, там плохо, потому что все чокнутые, а я нормальный и хотел внимания; но меня не поняли и я оттуда ушел". Вариации могут быть разными, но смысл практически всегда сводится к этому. Причем, внимания может требовать как сам "исповедник", так и его "качества" и "таланты".
Например, в случае Сенькина не оценили его "писательский дар". Сам Станислав дважды (!) на страницах своей коротенькой книжечки говорит о том, что выиграл какой-то там писательский конкурс в 2008 году. Несколько раз подчеркивает, что он "довольно успешный православный автор", которому "вполне хватало на жизнь". И вот, как только он написал не пропагандистски-церковную книгу, а книгу честную, о, так сказать, жизни, его отказались печатать... и тут он обиделся.
Я более чем уверен, что книгу Сенькина забраковали не из-за несоответствия церковным стандартам, а из-за сомнительной литературной ценности. Свидетельством его полной (по крайней мере, на данный момент) литературной импотентности можно считать "Картонное небо". Ужасный язык, упрощенный взгляд на вещи, и при этом серьезная претензия на интеллектуальность - что может быть хуже?
Кроме того, как можно относиться серьезно к человеку, который пишет вот такой пассаж: «В сознании современного православного лучшие представители по-дикарски сурового Средневековья являются золотым фондом аскетики, как для российского литератора золотым фондом являются Пушкин, Гоголь и Лермонтов. Словарный запас современных писателей богаче, и идеи, поднимаемые ими, куда сложнее, – но золотым фондом всегда останутся Пушкин, Гоголь и Лермонтов». Мне вот так, на вскидку, трудно назвать имя современного автора, чей словарный запас был бы больше, чем у Пушкина. Точно могу сказать одно - у Сенькина этот самый запас не намного больше, чем у Эллочки Людоедки.
Также, читая "Картонное небо" я все время ловил себя на том, что автор так до конца и не определился со своим отношением к монашеству. Буквально на двух страницах он может сначала ругать монахов "средневековыми мракобесами и дикарями", а потом с пафосом заявлять: «Средневековые монахи, которые, стиснув зубы, учились борьбе с гневом, на самом деле были носителями передовых на тот момент знаний о человеческой психологии и сами были практикующими психологами. Их пример вдохновлял многих мирян, в числе которых были люди, носящие меч и скорые на гнев. Монашество питало христианство в целом, а религия помогала отдельным индивидам держать себя в руках. Христианство послужило колыбелью цивилизации, а монашество было её нянькой.»
Или, что можно сказать вот о таком вот, право слово, "замечательном замечании": «Вообще с православными лучше не спорить, поскольку любой спор перерастает в совершенно идиотский разговор, в котором одерживает победу православный, поскольку он низводит оппонента до своего уровня. » Это что-то, в самом деле...
Одним словом, если вам не жалко двух часов времени, если вы хотите насладиться прекрасным образчиком "современной литературы", которая зиждется на правиле "писать все, что взбредёт на ум", то книга Сенькина - для вас. Правда, должен предупредить - она злая, потому что автор обижен. Да так, что у него почернело нёбо.