Больше рецензий

fraction_bird

Эксперт

Я лучше всех умею лежать и ничего не делать

16 февраля 2018 г. 03:35

2K

2

Насколько мне понравилась первая книга этой серии, настолько же сильно разочаровал настоящий сборник. Из 21 истории я могу выделить только 3 (!) оригинальных, интересных и законченных рассказа, которым не нужно делать скидку и закрывать глаза на какие-то огрехи и шероховатости. Учитывая, что для меня это уже далеко не первый сборник фэнтези-рассказов и новых прочтений старых сказок, то весь процесс чтения сопровождался унынием и тленом узнавания одних и тех же авторских приёмов. Так как удовольствия от погружения в иные миры составители сборника меня лишили, я решила развлечь себя самостоятельно и разделила рассказы (и их авторов заодно) на несколько типов, выделив основные свойства. Итак:

1. Отличный рассказ. Может похвастаться связным сюжетом, хорошей психологической проработкой персонажей и захватывающим повествованием. Автор такой истории – замечательно талантливый человек, использующий элементы известной сказки для того, чтобы создать новое оригинальное произведение, которое будет интересно вне зависимости от того, знаком читатель со сказкой, которая лежала в основе или нет. Как я уже говорила, в данном сборнике таких всего три штуки:
- Эйми Бендер «Владычица красок»
Приквел к сказке «Ослиная шкура» о нелегком труде исполнителей заказов в духе «платье цвета луны», «туфли цвета камня» и «сумочка, как роза». Получилась причудливо вписанная в рамки волшебной реальности, история о производственно-офисной повседневности, с типичными семинарами для развития творческого видения.
- Джон Апдайк – «Синяя борода в Ирландии»
Апдайк написал то, что у него хорошо получается: детально проработанную историю отдельно взятых семейных отношений. Тайные мысли и желания, неприятные стороны характеров – всё это окрашивается новыми смыслами через призму сказки о Синей бороде.
- Ким Аддоницио – «С тех пор и до скончания их дней»
Жизнь семи гномов в современном мире, где нет Белоснежки. Очень болезненное погружение в реальность, где просто ждать и верить в чудо недостаточно, чтобы что-то изменилось.
2. Слитая концовка. История с отличным потенциалом, интересной формой и скомканным финалом.
Фаворитом в этой категории для меня стал рассказ Келли Линк «Кошачья шкурка» - жутковатое произведение, в лучших сказочных традициях сочетающее в себе волшебство и мрак. Завершение этой истории оставляет больше вопросов, чем ответов.
Сюда же можно отнести неплохой рассказ Джима Шепарда «Лодочные прогулки по заливу Литуя» и не совсем понятный «Плоть Бездуши» Кэтрин Дэйвис.
3. Ни рыба, ни мясо. Рассказ вроде бы не за что ругать, но и слов похвалы тоже не находится. Проходные работы, авторы которых либо не особо напрягались, либо просто не смогли придумать ничего поражающего воображение.
Стэйси Рихтер «Предметное исследование процедур приемной скорой помощи и управления рисками силами сотрудников городского медицинского учреждения»
Франческа Лиа Блок «Тёмная ночь Психеи»
Наоко Ава «День первого снега»
Кейт Бернхаймер «Белая вышивка»
4. Бесполезный пересказ. Как понятно из названия, в данную категорию попадают рассказы, авторы которых вообще не озаботились сочинением собственной истории и просто пересказали сказку своими словами и при этом не особо талантливо.
Крис Эдриан «Тиг О'Кейн и труп»
Лили Хоанг «Рассказ о комаре»
5. Архетипы. Автор клёвый, стильный, молодёжный, открыто говорит об архетипах в сказке, но ничего не собирается с ними делать. Если бы я хотела почитать эссе о препарировании сказок, я бы так, наверное, и поступила.
Келли Уэллз «Девица, волк и карга»
Марджори Сандор «Белая кошка»
Рабих Аламеддин «Поцелуй, пробуждающий спящих»
6. Мерзкая бредятина. Самая обширная категория. Рассказы из неё сочетают свойства со второго по четвёртый пункт в различных вариациях, но в своём, неповторимо отвратительном звучании (Джойс Кэрол Уотс «Синебрадый возлюбленный»). В таких историях обязательно кого-то насилуют (Хироми Ито «Я Андзюхимэко»), всё вокруг чавкает, смердит, пердит, ссыт, ковыряется в зубах, чешет яйца и прочее в том же духе (Майкл Мехиа «Койот везет нас домой»). Время от времени авторы вообще отказываются от какой-либо сюжетной линии и их несёт по бездорожью потоком сознания (Сабрина Ора Марк «Мой братик Гэри снял кино – и вот что из этого вышло»). Кроме этого, многие любят добивать читателя лексическими повторами, которые способны создать только мигрень, но уж точно не какую-то особую атмосферу (Майкл Мартоун «Ведро тёплых слюней»). Подобные сказки скорее утомляют, чем шокируют, особенно когда встречаешь их не в первый раз.
7. Спецноминация. Нил Гейман. Гейман присутствует практически в любом альманахе, который так или иначе можно отнести к фэнтези, за последнее десятилетие. Он вроде свадебного генерала: имя на обложке для привлечения внимания и какой-нибудь забавный пустячок, написанный левой пяткой на коленке, который не имеет вообще ничего общего с заявленной темой (в данном случае «Одиссея» Гомера), дают + 100 к продажам. Исключения бывают только если история уже побита молью, и до этого выпускалась в сборнике рассказов самого Геймана.

Теперь вы знаете, почему можно со спокойной душой пройти мимо «Папа сожрал меня, мать извела меня» и не говорите, что я вас не предупреждала.