Больше рецензий

15 февраля 2018 г. 23:23

508

3.5

Мало кто, наверное, станет оспаривать утверждение, что все профессии можно условно поделить на "интеллигентные" и "неинтеллигентные". Профессия "концертмейстер балета" безусловно относится к первым. Мало того, она еще, согласитесь, и достаточно "экзотическая". Многие ли из нас могут похвастаться, что среди наших родственников/друзей/знакомых есть концертмейстер балета? То-то же! Поэтому и читать о людях подобных профессий довольно любопытно. Лада Исупова, автор книги и тот самый концертмейстер балета в маленьком городе под Бостоном (США), легко и непринужденно вводит читателя в балетное закулисье, где одну репетицию сменяет другая, следуют один за другим мастер-классы с их бесконечными "жете", "фондю" и "плие". И так изо дня в день. Главный же в этом самом закулисье, конечно же, педагог балета. На него устремлены все взгляды, от его работы зависят ни много ни мало - судьбы артистов и спектакля, и ему в конечном итоге достаются все почести. А что же концертмейстер? Он, увы, всегда остается в тени. Его работа, наверное, не менее важна, ведь именно его музыкальное исполнение создает у артистов нужное настроение, задает необходимый для того или иного упражнения темп. А это не так-то просто, потому что артисты и педагоги ведь тоже бывают разные: и заносчивые, и немузыкальные, и сумасбродные, и привередливые... Да и концертмейстеров, способных как автор книги "играть под ногу" отнюдь не пруд пруди. Отсюда проистекает эдакая затаенная обида профессионала, чей труд остается недооцененным. Да и кто осудит автора за горькое признание, что из нескольких сотен работающих с ним педагогов лишь один во время урока произносил "мы", слив воедино усилия свои и концертмейстера? И хотя Лада Исупова старается с юмором и иронией говорить об "острых углах" своей профессии, но ее нет-нет да и прорывает:

"...концертмейстеры никогда не оценивают педагогов, да никому и в голову не придет их спрашивать, потому как концертмейстер ничего ни в уроке, ни в танце понимать не могёт, его воспринимают как техническое приложение к преподавателю, в отсутствие которого он не подает ни признаков жизни, ни разума".


Грустно, не правда ли? Но книга, конечно, не только о нелегкой доле концертмейстера балета, но и о магии и вечном волшебстве искусства танца... Хотя знаете что? Если вы не самый горячий поклонник балета, то вам в конечном итоге могут поднадоесть все эти описания балетных "прыжков и ужимок". Помните, как Савва Игнатьевич, отличный в общем-то мужик, "достал" чету Орловичей, представителей несомненно той самой "интеллигентной" профессии, своими "спицштихелем" и "больштихелем"? Так-то.