Больше рецензий

EmmaW

Эксперт

Эксперт Лайвлиба

13 февраля 2018 г. 17:48

1K

3.5

Отзыв начну с неожиданного для меня открытия: А. Дж. Финн это не женщина, а мужчина. Но роман я бы все равно прочитала, очень уж аннотация интригующая. Правда, однажды я уже попалась на похожий крючок. Это была «Девушка в поезде». Там тоже обещали героиню, следящую за жизнью других людей, и преступление, о котором узнает только она. На деле же я получила алкоголичку, озабоченную потерей мужика и хотящую детей. Нулевую интригу для опытных читательниц триллеров, потому что это часто используется, давно знакомо и легко разгадывается. И скучное повествование, в котором ключевую роль играли алкоголизм и житейские проблемы, а вовсе не подсматривание за чужой жизнью или расследование героини.

Мне нравятся сюжеты, в которых герои наблюдают за чьей-то жизнью, а после случается преступление. Если о нем никто не знает, кроме героев, тогда вообще прекрасно. Если героям не верят – еще лучше. Добротный материал для построения хорошего триллера или саспенса. Но пока мне не встретилось ни одной интересной книги на эту тему. Из прочитанного помню еще «Двойную жизнь» Хермансон, но там вышла скукота и сюжет уехал не в ту степь.

В аннотации сказано, что героиня Анна Фокс живет отшельницей в собственном доме. На самом деле нет. Отшельница это добровольное изгнание, а у Анны агорафобия, которая развилась в результате сильной психологической травмы. Какой именно станет известно позже. Она бы рада уйти из дома, вести нормальную жизнь, но не может даже выйти за порог. Теряет сознание в результате паники. Она проводит свой день играя с компьютером в шахматы, посещая форум для больных агорафобией «Агора», пересматривая любимые черно-белые фильмы (в основном классику саспенса) и подсматривая за всеми соседями, что видны из ее окон.

В прошлом, до травмы, Анна оказывала психологическую помощь детям, жила с мужем и дочерью. Теперь ей пришлось уйти с работы, муж и дочь тоже покинули ее. На форуме героиня помогает незнакомым людям в меру сил и возможностей, пытаясь заменить этим свою прежнюю работу. А с мужем и дочерью разговаривает каждый день по телефону. Периодически к ней домой приезжает ее психиатр доктор Филдинг. Проводит сеансы психотерапии, назначает лекарства. Подруг и знакомых у Анны нет, наблюдения за соседями – единственная возможность видеть реальных людей. Поэтому героиня в курсе всех событий, сразу замечает новеньких – жену, мужа и сына-подростка – и какое-то время интересуется только ими.

Когда происходит преступление, Анна становится свидетельницей и сообщает все полиции. Но полиция не спешит ничего предпринимать, потому что соседи утверждают, что все в порядке, а репутация у героини скверная. Она не выходит из дома, ни с кем не общается, лечится у психиатра, принимает таблетки, а самое главное – много пьет. Люди считают ее ненормальной алкоголичкой.

Повеяло «Девушкой в поезде». У меня было стойкое ощущение, что Финн вдохновлялся именно этим романом, а еще «Западней» Раабе. Из «Западни» взята агорафобия и психологические проблемы. А у Хокинс алкоголизм и идея сюжета. Анна безостановочно пьет красное вино. В тексте слово «мерло» встречается чаще, чем имя героини. Напомнило Лиану Мориарти с ее «барбекю, барбекю, барбекю». Но хорошо, что пьянство героини писателю нужно исключительно для неверия полиции.

С интригой и развязкой у Финна получше дела обстоят, чем у Хокинс, но все равно для меня оба его финта не выстрелили. Видно, что один финт писатель готовился обрушить на читателей, а потом заорать «не ожидали вы, да?», вот только я сразу поняла, еще в самом начале. Второй же был неплох, но тоже просчитывался. У меня возникала такая мысль при чтении.

Что меня больше всего разочаровало – слишком долго Финн запрягал. Преступление совершается тогда, когда уже просто изнываешь от ожидания. Зачем сначала рассказывать подробно про все таблетки, что пьет героиня, про их действие, про саму агорафобию? Это можно было вставлять по минимуму уже в разгар событий. И жаль, что героиня ни в чем сама не разбирается, как это обещает аннотация. Того, что мне больше всего интересно прочитать – как же героиня раскроет убийство и докажет всем, что оно произошло – здесь нет. И мотив убийства не мешало позаковыристей придумать.

Но в целом мне понравилось, как описан день героини. Как она концентрируется на любимых фильмах, говорит фразами из них сама с собой или с людьми, как она методично следит за соседями, как справляется с психологическими проблемами. Новизной понравилось, потому что обычно не пишут подобного. Еще очень хорошо, что со стороны автора нет осуждения героини за ситуацию, в которой она оказалась и за текущий образ жизни, вызванный болезнью. Наоборот, Финн старается побольше рассказать обо всем и иногда чересчур увлекается специфическими сведениями (вроде описаний действий таблеток и их состава), будто боится, что если он не распишет все в деталях, то проблемы героини автоматически нивелируются. И финт все-таки хорош, главное, что все нашло объяснение, ничего не было лишним.

Неоднозначное впечатление от романа, но в принципе на один раз при всех плюсах. Не самый худший в жанре и есть интересные моменты. Положительную оценку ставлю.