Больше рецензий

SleepyOwl

Эксперт

Эксперт Лайвлиба

12 февраля 2018 г. 00:24

4K

5 Я тебя люблю

«Самая жгучая тайна, самая старая песня»...

И это самое захватывающее исследование любви! Вы не найдёте в этой книге утверждений в стиле унылого шопенгауэровского пессимизма о том, что любовь – это уловка природы с целью продления рода человеческого, вас не станут нудно поучать, а-ля Джон Бейнс, каким нужно быть, чтобы вас любили и как надо любить правильно, и уж точно тут вы не встретите вульгарных советов псевдопсихологов подобных тем, что большая грудь – залог успеха, и с толстым кошельком вы будете всегда желанны, а стоит вам только немного снизить планку своих притязаний и полюбить того, кто давно дожидается вас под боком, то мгновенно будет вам счастье. «Парадокс любви» Паскаля Брюкнера - это серьёзный и актуальный труд современного мыслителя, написанный с истинно французским изяществом и элегантностью, рассказывающий человеку XXI века о любви такой, какая она есть на самом деле, а не о такой, какой мы её себе представляем.

Книга современна и своевременна, ведь именно сейчас, когда возникает столько трудностей в отношениях мужчины и женщины, когда брак претерпевает ряд метаморфоз, и нам кажется, что его идеалы рухнули, а сакральное «Я тебя люблю» заменено откровенным «Я тебя хочу», люди стремятся понять причины столь резких перемен в самой главной сфере их жизни, а общество ищет пути примирения с достижениями сексуальной революции. В эссе, благодаря удачному сочетанию философских, социологических, психологических и даже политических наблюдений, раскрывается суть эволюции чувств, страсти, сексуальной свободы, эротики. Из исторического экскурса в любовные и брачные отношения мы попадаем в новый мир любви, и его исследование становится понятней после того как осознаёшь, что основной парадокс любви заключается в противоречии любви и свободы, сердца и эротизма:

«В траектории любви есть два момента: первый, когда свобода желает собственной отмены и в страхе судорожно бросается в объятия другого, и второй, когда, разочаровавшись, она приходит в себя, будто после наваждения, просыпается от упоительного сна».

Описывая все ступени отношений пары, начиная с флирта и соблазнения, и заканчивая кризисом отношений, автор говорит о том, что сначала индивид самозабвенно ищет любовь и страсть, а получив их, так же самозабвенно начинает бороться за потерянную им в паре свободу. Но муки любви неотделимы от счастья, и, если они исчезают, то люди начинают тосковать по ним в поисках новых любовных оков.

Меня заинтересовал образ самого писателя как человека, личности, да что уж там – заинтриговал! Я решила, что он и сам должен быть знатоком в любви. Оказалось, что Паскаль Брюкнер не только писатель, но и учёный, защитивший диссертацию о сексуальной эмансипации в утопической мысли, преподаёт в институте политических исследований, готовящем интеллектуальную элиту для госслужб Франции, много печатается, и уже не в первый раз обращается в своём творчестве к темам любви и брака. Он противник мультикультурализма, радикального ислама и путинской России, и считает, что роль интеллектуалов в обществе «заключается не в том, чтобы убежать или уйти перед лицом опасности, а в том, чтобы показать ее, раскрыть ее и дать рекомендации о том, как эффективно противостоять ей». Отец писателя был ярым антисемитом и, как он сам вспоминает, в их доме с утра до вечера лились потоки ненависти, что крайне негативно влияло на маленького Паскаля, втайне даже мечтающего о смерти отца. Его первыми друзьями в Париже, куда он приехал учиться из Лиона, были евреи, свои первые книги он написал вместе с ними. И, наверное, его первые два брака, заключённые с еврейками, от которых появились дети, были своеобразной тонкой местью отцу. Сharmant! Мне не удалось выяснить, сколько раз писатель любил или был женат, но уже престарелого месье Брюкнера до сих пор на светских мероприятиях сопровождают эффектные спутницы.

Любовь у Брюкнера - это динамит, подрывная сила, так же как и сексуальность, опустошающая человека, но все сексуальные революции рано или поздно возвращают людей в ту отправную точку, когда они ничего не знают. Автор, как и в предыдущих своих работах, рассказывает о причинах сексуальных революций, потрясших мир в 60-70-х годах и даже упоминает о падении нравов в постсоветской России. Интересны наблюдение автора о противоположности либидо: это отнюдь не воздержание, а усталость от жизни, а также рассуждения о разном отношении к адюльтеру в США и Европе. И я буду несправедлива, если не отмечу, с какой одинаковой ясностью для читателя автор пускается в философские или политические рассуждения, раскрывает значение термина «сексуальная нищета» или играет такими безделушками как анаграмма латинского слова «Roma» –«amor», любовь. Читатель узнает, почему в наше время браки стали столь неустойчивыми и скоротечными, почему людей, желающих играть «соло», становится всё больше, но при этом никто не хочет покидать «театр страстей». И всё это не отвлечённые соображения, а объединённые общим смыслом стройные рассуждения о рассматриваемом предмете.
Глава с интригующим названием «Метафизика пениса» повествует о разнице между женским и мужским эротизмом, причём второе – очень хрупкая субстанция, позволяющая говорить о мужчинах как о слабом поле (именно потерей мужской силы объясняют самоубийства Ромена Гари и Хемингуэя.) Как вы представляете себе описание эрекции с точки зрения метафизики? У Брюкнера это получилось блестяще и достойно пера хорошего писателя: красиво, умно, тонко.
Хочется сказать, что автор, раскрывая понятие любви не только в её духовных составляющих, но и в физических её аспектах, не упуская из виду всевозможные отклонения в проявлении страсти, довольно смел в высказываниях. Но, рассказывая даже о таких непристойных с точки зрения общества явлениях, как проституция, порнография, говоря о природе сексуальных извращений, «этой культуре причуд», раскрывая причины их возникновения, и без стеснения называя всё своими именами, Брюкнер в то же время очень деликатен, ироничен и даже сентиментален. «Чудесный мир плоти» описан им естественно и без малейшего намёка на пошлость. Говоря его же словами, «сочность описаний не исключает изысканности».

Понятие любви в эссе анализируется с разных сторон, во всех её проявлениях и во всех смыслах этого слова. Если в начале книги автор позволил себе шутить о том, что непорочная Мария – это первая суррогатная мать в истории человечества, то в последних её главах подробное рассмотрение любви к ближнему своему с точки зрения христианства приобретает уже несколько трагический смысл: Бог есть любовь, и средневековая инквизиция убивала во имя любви к ближнему. Отсюда понятие «насилие во имя любви»: «… задолго до коммунизма и сталинских московских процессов христианство, во всяком случае в его римском варианте, изобрело насилие во имя любви». По мнению автора, уничтожение коммунистами, в их советской версии, огромного количества людей было так же продиктовано любовью, ведь «что остаётся делать, если высокий идеал веры в Христа или Ленина требует отсечения загнивших частей, мешающих наступлению рая?» «Гармония, установленная железной рукой» - это и есть коммунизм.

Любая из коротких, а точнее, кратких, но при этом насыщенных увлекательной, а порой и пикантной информацией, глав, рассказывает нам о всё новых и удивительных парадоксах любви, потому как противоречия её бесконечны. И эссе Брюкнера также имеет свой парадокс: что бы я ни рассказала о книге, это не будет спойлером, потому что любое утверждение автора основано на множестве мнений великих людей прошлого, на серьёзно изученных научных и статистических данных, коих в работе приведено автором немало. И буквально каждый абзац или глава эссе – это повод для размышлений и дискуссий, а огромное количество ссылок в конце книги на научные труды других авторов, и даже на фильмы, (о которых я не слышала, и с удовольствием теперь посмотрю), говорит о том, что Брюкнером пройден колоссально долгий путь, наполненный кропотливым изучением вопроса, прежде чем он смог опубликовать свои собственные выводы. А основная мысль книги в том, что в какие бы кризисы ни погружалось человечество, его любовь при этом не изменяется, оставаясь основным двигателем человеческой жизни:

«Меня же как раз удивляет постоянство нравов, несмотря на все перемены. С поколением, мечтавшим реформировать сердце человеческое, приключилось нечто странное: оно открыло, что есть незыблемые законы сердца».

Поэтому читайте эссе Брюкнера все: те, кто ещё ни разу не влюблялся, те, кто любит, и те, кто давно уж отлюбил, ибо, как сказал «наше поэтическое всё», «любви все возрасты покорны», и никогда не иссякнет интерес людей к тайне любви, так же, как и любовь никогда не иссякнет в нас.

Вот так в рамках игры «Долгая прогулка» капеллан команды «Кокарды и исподнее» SleepyOwl с животрепещущим интересом, весьма плодотворно, и, признаюсь, не без приятности, проводила время в обществе месье Брюкнера, пытаясь вместе с ним разобраться в парадоксах любви и страсти. Надо отметить, что месье очаровал и вполне удовлетворил.

Свои личные выводы о книге я излагаю в дополнительном задании:

любовь не может быть свободной
все видят в этом парадокс
а вика ничего не видит
выходит замуж в третий раз

Комментарии


идеалы рухнули, а сакральное «Я тебя люблю» заменено откровенным «Я тебя хочу»

Увы, но когда-то и "я тебя хочу" было сокральным, хочу познать, любить, просто хочу быть с тобой, хочу...ибо не могу без тебя. Всё поменялось местами и опошлилось. Скоро опошлится и "я тебя люблю".

И, наверное, его первые два брака, заключённые с еврейками, от которых появились дети, были своеобразной тонкой местью отцу. Сharmant!

Интересно, его жёны ночью догадывались что он подобным образом мстит? ) Не, я знаю случаи, когда так мстили жёнам, с другими женщинами, но чтобы так...
Если бы его отце ненавидел русских, арабов, индийцев и японцев, то очень пёстрая семейная жизнь была бы у Паскаля)

"играет такими безделушками как анаграмма латинского слова «Roma» –«amor», любовь."
Виктория, все дороги по прежнему ведут в "amor"?

"повествует о разнице между женским и мужским эротизмом, причём второе – очень хрупкая субстанция, позволяющая говорить о мужчинах как о слабом поле (именно потерей мужской силы объясняют самоубийства Ромена Гари и Хемингуэя.) Как вы представляете себе описание эрекции с точки зрения метафизики? "

Слышал и раньше такую точку зрения про Хема. Но тут, как обычно, открыв нечто верное, учёный нещадно эксплуатирует своё открытие и суёт его везде.
В случае с Хемом было много факторов, которые наложились один на другой.
Выходит, все мы - слабый пол? А кто тогда сильный? По крайней мере, у мужчин - насколько я знаю, - есть очень трепетное ощущение мира и женщины, без которой мир не мир, и вот это его очень ранит ( впервые пишу о мужчине в 3 лице). Так что, его эрекция тут играет косвенную роль, как самосознание подавленности и неуверенности, недоверия женщине, у которой такие же напряги в определённом возрасте с утратой эрекции груди ( если так можно выразиться). Но всё это нечто бесконечно косвенное.
Вот про метафизику эрекции я согласен. Есть в ней что-то шопенгауэровски-ницшеанское, восстающее, бунтующее....против создателя, который а-ля факир вызвал к жизни коварного змея. Но всё это иллюзия и скорбь познания самого себя. ( Виктория, на этом моменте заметно что я выпимши и несу уже полную околесицу?)

Грустный стишок, зато свободный..


Никак не напишу рецку про Сарояна, от которого жена скрыла своё еврейское происхождение, и он всю жизнь не мог ей этого простить. У меня в связи с этим возник вопрос: а любил ли он её вообще?

Виктория, все дороги по прежнему ведут в "amor"?

Я бы, Саша, сказала, куда ведёт amor, да тут сайт, вроде, приличный... ))
Хемингуэй крепко пил со всеми вытекающими из этого последствиями, в том числе и физиологическими. Так что, месье Лаонов, и вы не увлекайтесь! Надеюсь, повод для возлияний у вас был радостный. ))

Грустный стишок, зато свободный...

Да чё грустный-то? Я тут обхохоталась! ))


Любил ли Сароян жену? Я за него не скажу, любовь разная бывает, но если любишь, то прощаешь всё. Абсолютно всё.

Ну, откуда выходит любовь, туда она и приходит. Круговорот любви в природе)

Да не увлекаюсь я спиртным. А овод был, пусть и не совсем радостный. Так что, с "метафизикой" у меня всё хорошо.

Стих забавный, но послевкусие грустное, Виктория.


...но если любишь, то прощаешь всё. Абсолютно всё.

У Сарояна была ещё одна обида на жену: он думал что она богатая наследница, а на самом деле - нет. И она, кажется, намеренно об этом промолчала. Если бы он знал обо всём с самого начала, то вряд ли бы женился на этой женщине. Эх, не было у бедного Уильяма настоящей любви, а сплошные политика с экономикой! )

Стих забавный, но послевкусие грустное, Виктория.

Ну да, тут смех, может, уже истеричный! ))


Эх, не было у бедного Уильяма настоящей любви, а сплошные политика с экономикой! )

Иногда кажется, что вообще никакой любви нет, а всё лишь "политика" и "экономика", с куплей, продажей и рентой чувств и обязательств.

Ну да, тут смех, может, уже истеричный! ))

Именно это слово и было на языке. Просто не хотелось писать его) У самого иногда такой же "смех"...


Любовь, как то суслик: она есть, но её никто не видит. Неуловимая, мимолётная, хрупкая и задыхающаяся по тяжестью "политики", "экономики" и всевозможных условностей и правил, которые непонятно кем установлены. Наверное, они просто у нас в голове.

И давайте сегодня смеяться хорошим смехом! Потому что скоро весна, скоро паранойя от любви, ну и праздник сегодня хороший.

Своих комментаторов от души поздравляю с Днём защитника отечества! ))


Н-да, с сусликом любовь ещё не сравнивали) Суслику было бы приятно...
Ладно, успокоили Виктория, может вы и правы.

Спасибо)


Ой какое совпадение, я сейчас его ессе про счастье читаю!
Тоже доволен как слон, настолько все потрясающе интересно по полочкам разложено.
Так что не только читайте всЕ, но и читайте всЁ.)))


Я тоже положила глаз на парочку его эссе о принудительном счастье и о покаянии. Действительно, пишет интересно, легко. Но когда это всё читать?! )))


А "Горькую Луну" не хотите?


Хочу. Но не читала только потому, что фильм раза три смотрела: нравится Полански как режиссёр, люблю актрису Кристин Скотт Томас, снявшуюся там, и очень нравится песня из фильма Bryan Ferry "Slave To Love". ))


А Эммануэль Сенье не любишь? По-моему, она классная.


Женя, она классная, не спорю, тем более, что по совместительству она ещё и жена Полански: уж он вложился в неё и как в актрису.
Но Кристин зацепила меня сразу, окончательно и бесповоротно: для меня это какой-то эталон женщины. По-другому объяснить не могу. ))


Кристин мне тоже нра)
Но внешне - Сенье все-таки больше.


В "Горькой Луне" я Кристин Скотт Томас как-то не оценил и осмотрел еще пару фильмов с ней: Easy Virtue, 2008 и The Horse Whisperer, 1998.
А ведь действительно очень хороша!
Спасибо за наводку.