Больше рецензий

11 февраля 2018 г. 12:58

5K

3 Фандориана. F.A.Q.

Впечатления от последнего романа Бориса Акунина о своем главном герое напрямую будут зависеть от ожиданий. Вернее, от направленности ожиданий. Те, для кого самым важным было связать, наконец, воедино все сюжетные и временные линии фандоринского цикла, будут, пожалуй, довольны. Те, кто хотел прочитать новый роман о любимом герое - пожалуй, не очень
Я принадлежала ко второй категории читателей. Все дальнейшее - возможно, вкусовщина, но это то, что не смогло примирить с книгой.
Прежде всего, перед читателем, наконец, роман, а не сборник рассказов-повестей, как это было с "Планетой вода". Но беда в том, что текст лишь притворяется романом, являясь, по сути, сборником синопсисов для гипотетического цикла о приключениях Фандорина в России периода гражданских войн.
Можно, конечно, сказать, что в этом и заключается очередная литературная игра, затеянная Акуниным, но только играть в нее не слишком интересно. Не успеваешь толком проникнуться интересом ни к одной из пунктирных сюжетных линий.
Только настроился на увлекательнейший сюжет о знакомстве героя с совершенно неизвестной ему реальностью, как тебе резко выдергивают на встречу с параллельными персонажами, а к Фандорину приводят спустя месяцы, когда о познании новой реальности речь уже не идет.
В более-менее единый клубок две основные линии пытаются переплестись лишь во второй половине книги, да и то им это не слишком хорошо удается.
Читателю интересна встреча двух литературных вселенных одного писателя? безусловно. Но органичного их сплетения не происходит. Скорее, один герой насильственно оказывается в пространстве другого. Кома здесь, конечно, объяснение довольно логичное, но очень уж выморочное. А толкового противостояния или взаимосотрудничества Фандорина с Романовым так и не произойдет. На этом поле сам Акунин куда интереснее играл в "Узнице башни" (при том, что и это была не лучшая повесть).
Фандорин толком и не расследует ничего здесь. Вернее, расследует какую-то ерунду. Как если бы нам показали, чем живет великий сыщик в промежутках между великими делами. В принципе, смысл в этом есть. Величие исторического фона перекрывает величие фигур, не соответствующих эпохе. Фандорин как лишний человек. Но для этой мысли слишком много страниц, слишком много разговоров и размышлений, слишком мало все-таки Фандорина. В каком-то смысле "Не прощаюсь" - куда больше очередная книга из серии про Алексея Романова, а не Эраста Петровича. (Было бы, кстати, забавно, если бы спустя время так и произошло - переместили бы роман в другую серию, а читателю дали возможность подождать свой финальный роман еще :-))
Одним словом, "Не прощаюсь" удобнее всего воспринимать как своеобразный оммаж фан-клубу. Хотели Фандорина - пожалуйста. Хотели, наконец, узнать, кто был бабушкой магистра Николаса Фандорина - пожалуйста. Собственно, такое ощущение, что ответ на этот вопрос - главное, ради чего писался роман. И ответ, надо сказать, не то чтобы расстраивает, но как-то не слишком убеждает. Он возникает лишь потому, что год на дворе 1918, никто ребенка Эраста Петровича под сердцем до сих пор не носит - не порядок. Срочно надо с этим что-то делать, ведь часы тикают.
Понимаю, что ерничаю, но выглядит все именно так, как это не печально. Главная героиня последнего романа выписана едва ли не наименее интересно из всех фандоринских женщин. И не то чтобы она сама особа недостойная - да нет. Просто раскрыться ей не дают. Вся жизнь до встречи с Фандориным - плотным текстом описывается на нескольких страницах, а непосредственного действия на ее долю остается мало. Как в не очень хороших пьесах бывает: о персонаже мы узнаем не из его реплик и поступков, а из длинных описаний других персонажей. Это неинтересно, простите.
Ну и последнее. Как уже сказала, главный вопрос, на который отвечает роман, - кто мама фандоринского ребенка. Но ответом на него оммаж фанатам не ограничивается. Ни в одном, кажется, прежнем романе не было столько отсылок и подмигиваний романам предыдущим. Как минимум, две-трети историй фандоринского цикла так или иначе возникают в романе "Не прощаюсь". Подозреваю, что возникают все, но чтобы их выловить, наверное, нужно перечитать роман. Вот только не знаю, захочется ли. Возникают-то возникают, но по большей части остаются брошенными. Есть как минимум несколько персонажей, которые оживают на страницах "Не прощаюсь" (кто телесно, кто в рассказах), чье появление могло бы иметь и больший смысл, нежели привет прошлым книгам, но нет. Улыбнитесь узнаванию и забудьте.
Разве что двусмысленное название и финал все-таки что-нибудь да обещают.