Больше рецензий

Tarakosha

Эксперт

Субъективная попытка объективности

10 февраля 2018 г. 21:43

3K

4

Минуй нас пуще всех печалей
И барский гнев, и барская печаль..

Короля делает свита



В предисловии к роману говорится о том, что: при чтении источников книга не раз выпадала у него (автора) из рук и он бросал перо в негодовании, не столько от мысли, что мог существовать Иоанн IV, сколько от той, что могло существовать такое общество, которое смотрело на него без негодования. Это тяжелое чувство постоянно мешало необходимой в эпическом сочинении объективности ...

И если при чтении держать в памяти эти слова, то оно превратится в познавательное путешествие через века и людские поколения.

Молодой московский князь Никита Романович Серебряный возвращается на Родину, где не был пять лет. И на поверку оказывается, что это очень долгий срок, за который многое переменилось не только в его личной жизни и судьбе, но и в государстве Российском. И как не хочется и страшно этому поверить, но все дальнейшие события говорят за то, что это правда.
И с этого момента начинается история, в которой уместилось сразу несколько жанров: драма, любовь, приключения, происходящие на историческом фоне, где помимо вымышленных персонажей, действуют реальные исторические личности: царь Иоанн IV Грозный, князь Афанасий Вяземский, Малюта Скуратов, братья Басмановы и другие, менее значимые, но составляющие окружение царя и каждый из них, имевшие на него влияние. Возможно, не прямое, опосредованное, но так как царь был человек мнительный, одновременно творящий зверства и впадающий в религиозный экстаз, во время которого верил, что им действительно руководит рука Божья и он спасает Русь, искореняя на ней измену, то при определенном стечении обстоятельств это удавалось.

Душегубства его были всегда облачены в наружность строгого правосудия.

И А. К. Толстому отлично удалось показать эту губительную для народа, и для самого Иоанна двойственность царской натуры, а вместе с ней и как порой одним словом из уст того-же Скуратова, мстительного и жестокого человека, летели головы целых семейств, например, Колчиных. Кстати, через их судьбу, а также еще одного из главных героев, московского боярина Морозова,принадлежащего к древнему и славному роду, автор живописует борьбу царя с самим боярством, в которых он видел угрозу своей власти и постоянную возможность их измены.

Князь Серебряный, пожалуй, наиболее полно здесь олицетворяет собой ту беспрекословную веру в царя-батюшку, присущую русскому народу, которая никогда не отдает себе до конца отчета в том, что происходящие беды на Руси могут исходить и по воле государевой. Виновато его окружение, а сам он ни в чем и никогда неповинный. Несмотря на это, герой вызывает уважение и симпатии своей верностью собственному слову, желанию придти на помощь ближнему, быть честным до конца перед собой и другими.

Язык романа немного непривычный для слуха современного человека и своей напевностью напоминает старинные былины и сказания. Называя свой роман, как «Повесть времен Иоанна Грозного», автор словно отсылает нас к древним литературным источникам (например, Повесть временных лет) и литературный язык произведения, еще одно тому подтверждение, пересыпанный и народной мудростью, и прибаутками.

Создавая наиболее широкую панораму того времени, автор в героях романа выводит не только знать, но и народ ( мельник, Митька, атаман Ванька Перстень и другие), стремясь наиболее полно изобразить любого, показать его у власти или в семье, тем самым подчеркивая, что даже убийца порой не лишен человеческих чувств.
При А. К. Толстой не живописует все страдания и зверства, но упоминаниями или определенными сценами (сгон народа на казни, песня матери над колыбелью, в которой звучит имя Малюты, как страшного человека, способного погубить любого непослушного, набег опричников на крестьян ) дает о нем явное представление.

Большой и полнозвучный роман получился у автора с обилием сюжетных линий и героев, в которых чувствуется стремление как можно ярче изобразить то время и людей, живущих в нем.

Игра в классики. Тур № 9.

Комментарии


А как у тебя прошло чтение? Без выпадания книги из рук?)


ну как ты понимаешь, я читала уже опосредованный текст, а не собственно исторические документы, то мне было чуточку легче, чем Алексею Константиновичу.
А так твои слова оправдались, очень интересно)


Алексей Константинович принял удар на себя)


видимо так )


Меня в этой книге дико привлекает название)


ага, меня оно тоже привлекло, не скрою, ну и хотелось с еще одним Толстым познакомиться и составить собственное мнение)


И он тебя, вижу, не подвел))


ага, прослушалось на одном дыхании практически))


классно)


В предисловии к роману говорится о том, что: при чтении источников книга не раз выпадала у него (автора) из рук и он бросал перо в негодовании,

Тань, думал, что и при написании рецензии у тебя тоже выпадало "перо")
А роман и правда получился напевный ( метко ты это ухватила), у Толстого вообще прелестны его стихи, которые любил и Достоевский.
А личность Грозного и правда интересна и ужасна, особенно его двойственность. По сути, это почти персонаж Достоевского, с его муками и адом совести. Ты знала, что он по именам знал каждого казнённого им человека? А их было очень, очень много.
Кстати, к теме Грозного он ещё вернулся в своей драме о нём.


это почти персонаж Достоевского, с его муками и адом совести.

ага, и автору это отлично удалось показать. Если помнишь, там был момент, когда он после видений погибших, пошел молиться.

Ты знала, что он по именам знал каждого казнённого им человека? А их было очень, очень много.

не знала, но могу предположить. Мне он постоянно в тексте напоминал Сталина своей мнительностью, маниакальностью, жестокостью и мстительностью.

к теме Грозного он ещё вернулся в своей драме о нём.

а что это за драма, Саша ?


Если помнишь, там был момент, когда он после видений погибших, пошел молиться.

Я бы тоже пошёл молиться после таких видений, даже не веря в бога)

Ну, Тань, у Сталина жестокость и мстительность была несколько топорна и груба, в ней не было чего-то "с достоевщинкой", что мечется между адом и раем.
Я бы сравнил его с Петром 1 ( читала роман другого Толстого о нём?).

Драма называется "Смерть Иоанна Грозного" ( это первая часть трилогии, но потом идут уже другие цари).
Если не ошибаюсь, то в этой драме у Толстого уже ничего не выпадало из рук, ибо неожиданно для себя ( как и Толстой почти 100 лет спустя, открывший в Петре его человечность и нежность), А.К. Толстой разглядит-таки в нашем Иоанне ( мысленно почему-то представился образ Бунши-Яковлева из "Иван Васильевич меняет профессию) нечто хорошее, что не хотели ( справедливости ради) разглядеть в нём иностранцы и тогда и сейчас.


у Сталина жестокость и мстительность была несколько топорна и груба, в ней не было чего-то "с достоевщинкой", что мечется между адом и раем.

не соглашусь. Именно мнительностью и мстительностью они схожи, у Петра этого не было. И если Сталин не бегал в церковь, то что это меняет ? Итог-то один.


Прости, скорее всего ты права про мстительность и мнительность, я чуточку о другом говорил, что не очень то и связано с "церковью".


я поняла, просто мне кажется, что мы по-разному видим их, вот и все)


Да может не так и по разному. Просто в них столько всего разного, пёстрого, что порой подбираешься к ним с разных сторон.


и это, и меня всегда в таком случае огорчает, что мы не видим лиц, когда беседуем, это порой затрудняет общение и соответственно невозможно передать всю гамму чувств порой


О времена, о нравы, в общем - люди... Так?)


ага) хорошо, что хоть этого сейчас нет


думаешь, про наш век никто не скажет - о времена, о нравы?)
переключала каналы и тут, на рен тв, где-то там в общем, в америке или рядом... в общем, одна дама вышла замуж за канделябр и еще у нее уже 24 кажется, брака с разного рода приборами, осветительными... фермер, расписался с быком и это всё можно... прописано в законе... ну я дальше пошла, не стала эту галиматью слушать, но легкий, так сказать шок, от происходящего есть


конечно, скажут) да, наверное, и про любое время можно так сказать. Всегда что-то происходит, не идет гладко...


всем достанется))
угу... человеческий фактор)


и никуда, никуда нам не деться от этого..))


не сбежать.))


ага))


Планирую тоже однажды прочесть)) не знаю когда)


ох, а я уж хотела спросить про следующий тур))
стОящее чтение)


В следующем туре "Петр I"...))
Но у тебя есть возможность посоветовать в этом юбилейном туре что-нибудь ;)) тогда уж не отверчусь)))


я думаю...)))


Думай, думай..)) я не против того, что уже наметила, хоть доберусь быстрее)) но если хочешь сюрприз - пусть будет сюрприз)


аааааа, пока я думала да собиралась, у тебя уже заявку заполнили...(((


Да, вчера прям быстро все заполнилось. До этого полтора дня висело без советов. А что хотела посоветовать?)


кроме В. Яна и Толстого ничего не придумала. Еще хотела тебе вдогонку Германа Ю.Предложить, но я пока сама его не читала, только собираюсь(


Ну ладно, сама потихоньку доберусь)


ок)


Как интересно! У меня один Толстой, а у тебя - другой! ))


не сговариваясь, устроили своеобразный флешмоб по Толстым ))
с таким удовольствием окунулась в историческую прозу)