Больше рецензий

majj-s

Эксперт

без ложной скромности

10 февраля 2018 г. 09:50

992

3.5 ЧТО ТАКОЕ ФЛЕБ?

Даже не предполагала, что встречу такого Иэна Бэнкса. То есть, после "Осиной фабрики", оглушенная впечатлением, искала информации о писателе и смутно помню, что помимо жестокого реализма Фабрики, у автора есть цикл научно-фантастических книг. Нет, не запомнила, что о Культуре, вообще никаких подробностей. И потому, найдя аудиокнигу  "Вспомни О Флебе" в исполнении Олега Булдакова, к которому отношусь с трепетной нежностью и большой читательский благодарностью, схватила, предвкушая удовольствие горькой шокирующе-откровенной интеллектуальной игры.

картинка majj-s

Не тут то было. Первое впечатление : это какой то другой писатель, второе, третье и все следующие - какой кошмар! Нет, не отложила, дослушала до конца. Ну во-первых , на самом деле это тот писатель, который может рассказать о приютском ребенке, в мозгу которого копошатся опарыши, о сожженых заживо паяльной лампой собаках и о маленьких детях, убитых с изощренной жестокостью таким же малышом. А во-вторых, это достаточно сложная система мира, вмещающая непростые философские концепции противостояния гедонистской в сути цивилизации Культуры и негуманоидов Идиран, стоящих на глубоко пуританских, рациональных позициях.

Первый роман цикла, который я не продолжу ни под гипнозом, ни под наркозом, описывает эпизод в межгалактикической войне двух сверхцивилизаций, основным персонажем которого стал мутатор Хорза какой то там, (не вижу смысла называть непроизносимые  имена персонажей) лучше объясню, что есть мутатор. Это результат генетических модификаций, человекоподобное существо, умеющее произвольно изменять внешность. Кроме того, всякий мутатор обладает незаметными сторонему наблюдателю орудиями убийства, как ядовитые зубы и ногти и совершенными навыками их применения. Безупречное биологические оружие, очень редкие и ценное, а потому используется в качестве агента экстра-класса. 

Хорза выступает на стороне идиран, отчасти из соображений вассальной верности - он и его клан выращены этими трехногими чудовищами, частью по идейным  - ему претит вызывающее высокомерное совершенство граждан Культуры. Те безупречно хороши собой, могут брать энергию буквально из всего, не болеют и практически не умирают, умеют делать сотни вещей, недоступных простым смертным, да ещё и удовольствие от них получают такой степени интенсивности, какую прочим могут обеспечить лишь мощные химические стимуляторы. Без каких бы то ни было неприятных последствий для себя, заметьте. 

Мы на горе всем буржуям мировой пожар раздуем - решает Хорза и воюет на стороне идиран это кошмарно скучно, нудно на всем протяжении и фактически является описанием пятисот миллионов похожих друг на друга, как две капли воды, драк. Более-менее разнообразит картину эпизод с сектой или племенем едоков на орбиталище Вайвер. Но в том направлении, в каком лучше бы не надо, обычное "подташнивает" в этом месте превращается в рвотный рефлекс. 

Зачем им нужен был поезд,  так и не поняла, как не  разобралась, при чем здесь Флеб и даже что такое.Флеб Роман  сравнивают с "Гиперионом" - не верьте. Это как положить  бутылочное стекло рядом с алмазом чистой воды и сказать, что разницы никакой. 

Ветка комментариев


Эти книги не про эльфов, не про вампиров, и даже не про космические воины, хотя в них есть такой элемент сюжета, но он играет крайне несущественную роль в сюжетах. "Выбор оружия" - это про поиск себя, осознание собственной вины и наказание себя за эту вину. А "Несущественная деталь" - про экзистенциальные и этические проблемы, связанные с виртуализацией как отдельных личностей, так и целых миров - считать ли страдание виртуальных личностей настоящими страданиями, являются ли виртуальные миры настоящими или "игрушечными". Основной конфликт строится вокруг создания виртуального ада, где виртуальные копии личностей в чем-то провинившихся людей бесконечно страдают, не имея возможности освободиться, хотя, возможно, исходные личности давно умерли в реальности. Лично для меня "Несущественная деталь" была первой книгой Бэнкса, которую я прочитал, после которой Бэнкс стал моим любимым писателем, а книга - лучшей книгой всех времен и народов. Я считаю её вершиной творчества Бэнкса. А я прочитал очень много фантастики.

Вы правы - каждому своё, я просто хотел подчеркнуть, что "Вспомни о Флебе" не имеет почти ничего общего с той же "Несущественной деталью", хотя и там, и там присутствует цивилизация Культуры. Конечно, если вас пугают роботы, ИИ, матрица и космические корабли, то, конечно, эти книги не для вас, пусть даже за их фасадом кроются глубокие философские рассуждения.
:)


Спасибо за пояснение :)
Всю свою фантастику я прочитал уже лет 30-40 назад.
И философские рассуждения мне нравятся без довесков в виде космических кораблей и прочей лабуды. Не надо скрывать их за фасадом чего бы то ни было. Фасад только отвлекает от сути :)


Получается, что Вы вообще против художественной литературы, потому что её смысл (если не считать чисто развлекательные и коммерческие произведения) именно в том, чтобы доносить определённые идеи через эти самые "фасады" и "довески". Писатель моделирует вселенную, в которой может реализоваться какая-то идея, чтобы он мог наглядно показать, насколько эта идея может быть хороша или плоха, или чтобы хотя бы просто сообщить миру о такой идее.

В чем фишка и особенность фантастики - в том, что она позволяет моделировать миры, которые не могут существовать вообще или пока что не могут существовать. В умелых руках фантастика превращается в острейший инструмент, максимально обнажающий определённую проблему, волнующую автора.

Скажем, в "Несущественной детали" рассматривается несколько таких проблем:
- может ли сильный ИИ считаться равноценным человеческому
- может ли виртуальная личность считаться равноценной реальной личности
- этично ли оцифровывать личности
- этично ли заставлять оцифрованные личности страдать
- является ли биологическая жизнь единственно возможной формой жизни или следует рассматривать данное понятие в гораздо более широкой перспективе
- существует ли идеальное устройство общества, и каково оно
... и др.

Я, например, не представляю, в каком еще фикшн-жанре, кроме фантастики, можно хоть как-то рассмотреть подобные вопросы. То, что Вы называете "фасадом" и "довесками" - это инструменты, необходимые для сохранения целостности повествования, для лучшего погружения читателя в созданную автором атмосферу, и, конечно, для прямого, без обиняков, обнажения центральной проблематики. Последний пункт зачастую не доступен для нефантастических жанров, которые фактически имеют дело только с настоящими (в крайнем случае - прошедшими) временем и реальностью.

Я правильно понимаю, что Вы теперь только серьёзную философию и нон-фикшн читаете?


Разумеется, я читаю не только философию и non-fiction :)
Даже более того: философию я тоже давно не читаю. Дело в том, что последние существенные идеи философы высказали в середине прошлого века. В том числе и все те, что вы перечислили. Последнюю осмысленную идею в философии высказал Карл Поппер.
Не знаю, каков ваш возраст, но полагаю, вы как раз и находитесь сейчас там, где был я, когда ещё читал фантастику, так что всё правильно. Читайте, пока находите в книгах новые идеи.
А я не буду. Для меня новых идей в фантастике давно нет. Есть новый антураж. А без идей антураж пуст.
А вы пока читайте. Всему своё время :)

Кстати, какие ответы даёт Йен Бэнкс на перечисленные вами вопросы? Например, на первый: может ли сильный ИИ считаться равноценным человеческому?
Скажу заранее, что для меня ответ: разумеется, может. И никакие обсуждения этого моего мнения поколебать не смогут, поскольку я на обдумывание этого предмета затратил времени не меньше, чем Йен Бэнкс :)


Не знаю, каков ваш возраст, но полагаю, вы как раз и находитесь сейчас там, где был я, когда ещё читал фантастику, так что всё правильно. Читайте, пока находите в книгах новые идеи.


Мне 37. И я думаю, что наличие новых идей не зависит от жанра книги, хотя фантастика больше благоволит созданию этих самых идей, поскольку смотрит в будущее. И еще я думаю, что новых идей существует такое количество, что ловить их можно бесконечно.

Если Вы не видите новых идей в фантастике, то где Вы их вообще видите? Если не видите, то ради чего читаете новые книги? Это не придирка, мне правда интересна ваша позиция в этом вопросе.

может ли сильный ИИ считаться равноценным человеческому?


Да, по его (и моему) мнению - может.

я на обдумывание этого предмета затратил времени не меньше, чем Йен Бэнкс


К сожалению, я не знаю, сколько времени потратил Йен Бэнкс, но меня, в том числе как программиста, этот вопрос также занимает уже не один десяток лет. И что-то мне подсказывает (без обид), я несколько лучше Вас разбираюсь в вопросах ИИ. :)


Зря вам так кажется, коллега :) Я значительную часть жизни как раз и занимался разными подходами к ИИ.
Ради чего я читаю книги? Ради удовольствия. А что, разве бывают какие-то другие причины?


Ради чего я читаю книги? Ради удовольствия. А что, разве бывают какие-то другие причины?


Ну тогда мне осталось сказать только одно: если Вам кажется, что никаких новых идей вы не можете узнать, то это проблема не тех книг, которые Вы читаете, а Ваша личная. То есть, Вы, возможно, и не ощущаете это как проблему, но мир бесконечен и познание бесконечно, и если Вы перестали видеть новое - это потому что Вы просто перестали искать. Но я больше склоняюсь к мысли, что дело не в том, что Вы перестали видеть новое, а просто перестали признавать его таковым, т.е. вы сильно застряли в ошибке хайндсайта (когнитивное искажение, склонность воспринимать события, которые уже произошли, или факты, которые уже были установлены, как очевидные и предсказуемые, несмотря на отсутствие достаточной первоначальной информации для их предсказания).

Простите, что вышеозначенное высказывание выглядит как постановка диагноза - я ни в коем случае не имел это в виду. Я просто рассуждаю исходя из того крайне поверхностного знания, которое дал мне наш с Вами короткий разговор и просмотр вашего профиля. Также я полагаю, что Вы слишком поверхностно знаете меня, чтобы построить более-менее адекватную картину моей личности, поэтому воспринимаю Ваши высказывания как направленные исключительно к моему поверхностному образу у вас в голове. Это я к тому, что хотя разговор у нас и несколько резковатый пошел, я не вижу в нём поводов для конфликта. :)


- может ли сильный ИИ считаться равноценным человеческому
- может ли виртуальная личность считаться равноценной реальной личности
- этично ли оцифровывать личности
- этично ли заставлять оцифрованные личности страдать

Эти темы хорошо был показаны в одном эпизоде "Черного зеркала", что меня очень заинтересовало. Спасибо за такой развернутый комментарий. После "Вспомни о Флебе" хочу продолжить знакомство с циклом, а тут точные наводки вы дали.


Ну или, как вариант, Вы воспринимаете худлит исключительно как развлекательную литературу и читаете её только с целью позабавиться. :)


Мне кажется, Вы несколько лукавите насчёт "фасадов". Просто есть "фасады, которые Вас устраивают, к которым Вы привыкли, а есть - которые не устраивают. Да, в фантастическом произведении может быть использовано много вымышленных непонятных терминов, но это проблема конкретной книги/автора, а не фантастики вообще. Хороший автор всегда сумеет подать даже самую сложную идею понятным языком.

И, кстати, еще такой момент: в фантастике есть свой жаргон, который понятен тем, кто много читает в этом жанре, и с трудом воспринимается новичками. Скажем, не все сходу поймут, что такое варп-портал или бластер. Но это вовсе не означает, что этими словами обозначается "какая-то лабуда".

Хочу так же заметить, что некоторые современные термины первоначально были придуманы именно фантастами, а потом уже были использованы для реальных вещей. Фантастика обогащает наш язык.

Я так думаю. :)


Я тоже так думаю :)

Только не надо про новичка. Это газ такой, которым отравили двух Скрипалей в Лондоне :)))
А кто из нас двоих новичок -- это ещё вопрос. Похоже, всё-таки вы :)
(Без обид: действительно похоже.)


Я думаю, что Вы
1. точно лучше меня разбираетесь в литературе вообще и в философии
2. возможно (но не факт) лучше меня разбираетесь в жизни
3. вряд ли лучше меня разбираетесь в фантастике
4. точно хуже меня разбираетесь в ИИ (если, конечно, Вы не являетесь программистом со специализацией в ИИ)

Я Вас не называл "новичком". Я имел в виду настоящих новичков. Я бы вас, скорее, отнёс к тем, кому просто не комфортно в этом жанре в силу характера, мировоззрения или возраста, а потому с трудом воспринимающим соответствующий жаргон.

Я не считаю, что есть "правильные" или "неправильные" жанры. Есть, во-первых, пригодность того или иного инструмента для определённых целей, а во-вторых, умение или неумение писателя пользоваться этим инструментом. Поэтому Ваше снисходительное высказывание: "А вы пока читайте. Всему своё время", полагаю забавным, но не более мудрым, чем: "Занимайтесь сексом, пока молоды, потому что потом впечатления уже будут не те". Дело-то не в возрасте, а в устройстве ума и психики.
Некоторые и до 80 лет от секса удовольствие получают. Понимаете, о чем я? :)


Так и я про тоже :)
Пока для вас есть новые идеи в фантастике, разумеется, читайте. Когда же я читаю (редко, но бывает) этот жанр, я всё время чувствую вторичность. Это всё уже было.
Уж сколько было восторгов по поводу новизны "Матрицы"! А я, уж поверьте на слово, этот сюжет уже читал в нескольких вариантах. И первый из был написан -- вы удивитесь! -- Платоном 2300 лет назад :)))
О том же, кто в чём лучше разбирается, предлагаю выяснение оставить. Это пустое. Похоже на то, как в детском саду мальчики меряются письками. В случае чего отдам вам пальму первенства по любому из пунктов, если для вас это важно. А то ещё чего доброго получится, как у одной журналистки. Она как-то спросила Зюганова:

-- Геннадий Андреевич, вот Хулио Иглесиас овладел тремя тысячами женщин. А у вас как с этим вопросом?
На это товарищ Зю ответил:
-- Ну, знаете ли, не хватало ещё мне бегать наперегонки с Хулио Иглесиасом.

Уж сколько было восторгов по поводу новизны "Матрицы"


Не знаю, что там с новизной "Матрицы" - тема действительно была заезжана задолго до фильма. Просто её хорошо сняли.

И первый из был написан -- вы удивитесь! -- Платоном 2300 лет назад


Нет, я совершенно не удивлюсь, но дьявол, как говорится, в деталях. В качестве аналогии возьмём физику Ньютона и физику Эйнштейна: при определённых ограничениях теория относительности с некоторой точностью может быть сведена к механике. Таким же образом "Матрица" может быть с определёнными ограничениями быть сведена к платоновским идеям, но означает ли это, что в "Матрице" нет ни бита новой информации, отличающей её от Платона? Может, проблема не в отсутствии нового бита, а в том, что он просто не заметен на фоне общей эволюционной картины, так же, как незаметен эволюционный переход от рыбы к человеку?


В случае чего отдам вам пальму первенства по любому из пунктов, если для вас это важно.


Нет, я-то как раз за то, чтобы вести обсуждение либо на равных, либо уж с объективным признанием заслуг. Это вы начали про возраст и в снисходительном тоне, а мне это не понравилось. ;)

Пока для вас есть новые идеи в фантастике, разумеется, читайте. Когда же я читаю (редко, но бывает) этот жанр, я всё время чувствую вторичность.


Из предыдущего разговора можно сделать вывод, что и в других жанрах вы не видите ничего нового - всё уже было. И если это так, то зачем отдельно говорить о фантастике, если это касается всей литературы в целом? А если не так, то хотелось бы услышать, какие новые идеи нельзя почерпнуть из фантастики, но можно из других жанров.

Я пока не увидел с вашей стороны аргументов в пользу того, что дело не просто в ваших вкусах, а в каких-то рациональных или объективных причинах.


Вы задали столько вопросов, что для ответов на них требуется либо написать книгу, либо в течение лет двадцати выпивать по бутылке коньяка вдвоём. Ни то, ни другое мне не светит потому что я раньше сыграю в ящик, чем успею претворить в жизнь хотя бы что-то одно из этого :)
Впрочем, есть приемлемая альтернатива. По какому-нибудь одному вопросу готов обменяться мнениями, но только не здесь, а в частном порядке. Потом, если хватит времени, можем обсудить и остальные. Но не в порядке спора, а только в виде обмена мнениями.
Пишите личное сообщение, если хотите :)


Вы позволите ответить? Меня заинтересовал ваш рассказ о книге и, по крайней мере, одного адепта в свои ряды вы сумели привлечь. Это интересная концепция и я не могу припомнить, чтобы прежде сталкивалась с подобной, хотя читаю много фантастики. И мне будет приятно продолжить знакомство с Йэном Бэнксом, изменить к лучшему мнение о его фантастике.


Ваша рецензия - Вы тут хозяйка в некотором смысле. Поэтому, если что извините, что такую дискуссию развели здесь, не имеющую отношения непосредственно к книге или Вашей рецензии. ^_^ Просто интересный (для меня) разговор пошёл.

Рад, что смог вас убедить. Очень надеюсь, не зря. ;)


не имеющую отношения непосредственно к книге


На самом деле все вещи связаны и переплетены гораздо теснее, чем мы можем себе представить. И мне интересен ваш диалог.