Больше рецензий

YuBo

Эксперт

Эксперт Лайвлиба

26 февраля 2011 г. 18:40

3K

5

      Книга безусловно предназначена для физиков (или читателей, изучавших физику в техническом вузе), однако интригующее название «Что такое жизнь?» должно заинтересовать каждого. Попробую осветить, о чем же говорится в книге, так, чтобы было понятно и не физикам, которые могут без ущерба для понимания пропустить выделенное курсивом в этой рецензии :)
       Гении многогранны, и публикация Шрёдингером в 1944 году оригинального исследования на стыке физики и биологии вполне вписывается в образ гениального физика-теоретика, нобелевского лауреата, одного из разработчиков квантовой механики и волновой теории материи, автора знаменитого уравнения, описывающего изменение в пространстве и во времени состояния квантовых систем, который кроме физики знает шесть языков, читает в подлиннике античных и современных ему философов, интересуется искусством, пишет и издает собственные стихи.
       Итак, автор начинает с обоснования причины для живого организма быть многоатомным. Далее Шредингер вводит модель апериодического кристалла и, используя понятие квантово-механической дискретности, объясняет, как микроскопически малый ген противостоит тепловым флуктуациям, сохраняя наследственные свойства организма, как подвергается мутациям (скачкообразным изменениям, происходящим без промежуточных состояний), сохраняя далее уже мутированные свойства.
       Но вот мы подходим к самому интересному:

       Что является характерной особенностью жизни? Мы считаем материю живой, когда она продолжает «делать что-либо», двигаться, участвовать в обмене веществ с окружающей средой и т. д., — все это в течение более длительного отрезка времени, чем, по нашим ожиданиям, могла бы делать неодушевленная материя в подобных условиях.
       Если неживую систему изолировать или поместить в однородные условия, всякое движение обычно очень скоро прекращается ...и система в целом угасает, превращается в мертвую инертную массу материи. Достигается состояние, при котором не происходит никаких заметных событий - состояние термодинамического равновесия, или состояние максимальной энтропии.


       Как же живой организм избегает перехода к равновесию? Ответ достаточно прост: благодаря тому, что он питается.

      Живой организм (как и неживой) непрерывно увеличивает свою энтропию и, таким образом, приближается к опасному состоянию максимальной энтропии, представляющему собой смерть. Он может оставаться живым, только постоянно извлекая из окружающей его среды отрицательную энтропию…
      Отрицательная энтропия — это то, чем организм питается.

      Таким образом, средство, при помощи которого организм поддерживает себя постоянно на достаточно высоком уровне упорядоченности (равно на достаточно низком уровне энтропии), в действительности состоит в непрерывном извлечении упорядоченности из окружающей его среды.


       Эта идея Шрёдингера популярно изложена Михаилом Веллером в его книге «Все о жизни».
       Книга Шрёдингера действительно замечательная, в ней много красивых физических объяснений и биологических идей. Она оказала существенное влияние на развитие биофизики и молекулярной биологии. В нашей стране в пору гонений на генетику это была одна из немногих книг, из которых можно было хоть что-то узнать о генах.
      И все-таки несмотря на распрекрасность книги с физической и биологической точек зрения, на вопрос «Что такое жизнь?» Шрёдингер не отвечает. Процитированный критерий «Живое действует дольше, чем неживое» субъективен из-за субъективности понятия «дольше». Живая мышка в замкнутой системе через неделю перестанет «действовать», а электронные устройства (часы, игрушки и т.п.) на батарейках Энерджайзер и Дюрасел могут непрерывно функционировать значительно дольше :).
     Замечателен бонус, который Шрёдингер запросил у слушателей своих лекций,- возможность рассказать им о детерминизме и свободе воли («Эпилог» книги). Здесь он цитирует Упанишады, в которых квинтэссенцией глубочайшего прозрения происходящего в мире является представление о том, что

Атман = Брахман, то есть личная индивидуальная душа равна вездесущей, всепостигающей, вечной душе.

Мистики всегда описывали личный опыт своей жизни словами «Deus factum sum» (Я стал Богом).
      Из двух предпосылок: 1. Мое тело функционирует как чистый механизм, подчиняясь всеобщим законам природы. 2. Из опыта я знаю, что управляю своими действиями, предвижу их результаты и несу полную ответственность за свои действия.
      Шредингер делает заключение:

      «Я» взятое в само широком значении этого слова – то есть каждый сознательный разум, когда-либо говоривший и чувствовавший «я»,- представляет собой субъект, могущий управлять «движением атомов» согласно законам природы.

Комментарии


сижу поражённая)
большой минус моим ВУЗовским профессорам: такого определения энтропии не слышала; возможно, термодинамика показалась бы (многим) мене абстрактной)
а книжечка -то давно доступна была) не цитировали, не ссылались
спасибо)


Ну, термодинамика с понятием энтропии - это вообще вещь, которая посильнее "Фауста" Гете будет! Как и вся физика, впрочем.

А насчет давней доступности - это смотря что называть давней. Доступной книга стала последние лет двадцать с появлением Интернета и книгоиздательского бума. Хотя основные идеи были и в переиздании 1972 года - однако, Эпилог отсутствовал (так как "Там, где Шредингер выступает как философ, он допускает ряд серьезных ошибок. Советский читатель, хорошо знающий основные положения диалектического материализма, сразу заметит их. Эпилог, который не представляет научной ценности, в настоящем издании опущен."). Еще двадцать лет назад издание 1947 было такой большой библиографической редкостью, что, например, в постперестроечном издании (в начале девяностых) в предисловии написано, что издание дополнено Эпилогом (это где про Упанишады и свободу воли), которое переводчик имярек перевел впервые. Я сличил этот перевод с имеющимся у меня в издании 1947 года - совпадает все слово в слово. Понятно, что два разных переводчика не могут сделать идентичные переводы - язык синонимичен. Значит переводчик имярек был уверен, что кроме него ни у кого больше нет издания 1947 г., в котором есть все - и основной текст, и Эпилог.

Но книга Шрёдингера ценна, конечно, не только Эпилогом, но и идеями, изложенными в основной части. От знающих людей я слышал, что во времена борьбы с буржуазными лженауками кибернетикой и генетикой "Что такое жизнь?" была единственной не запрещенной книгой, в которой можно было познакомиться с основами генетики.


Вы, похоже, дополнили рецензию?
И обладаете таким раритетом)
Я имела ввиду, что если книга однажды была переведена, то каким-то чудесным образом, слух о ней д.был передаваться из научных уст в уста, кто-то да процитировал бы, а далее - как обычно - друг у друга. Эл. версии пока не вижу.(


В рецензии не менял ни слова с момента написания в феврале.
Раритетом обладаю :) Купил у букинистов в начале восьмидесятых за какие-то копейки. Тогда же с большим интересом и прочитал. Биологи о ней знали, но книга была жутко редкой (даже переизданная в 1972 г.). Я своим экземпляром делился. Он полгода ходил где-то среди студентов биофака МГУ, но вернули в идеальном состоянии. (Я, когда на сайт книгу добавлял, с нее и сканировал обложку - верхний правый уголок чуть испачкан).
Я так понимаю, что в библиотеках крупных (типа Ленинки) книга была, но на вынос ее не давали. Почему на нее не ссылались - сам удивляюсь.