Больше рецензий

Sukhnev

Эксперт

Эксперт Лайвлиба

7 февраля 2018 г. 19:42

1K

3 Патриот Иудеи в армии Рима

Уже из названия становится понятно что книга описывает события иудейской войны. Нам только остаётся добавить: Первой иудейской войны, датированной периодом 66 – 71 гг. В это время римское государство испытывало колоссальные внутренние проблемы, вылившиеся в очередную Гражданскую войну. Империя впала в хаос и абсурд. За один год (69 г.) римский престол «ощутил на себе» аж 4 новые задницы ( Гальба, Оттон, Вителлий, Веспасиан). Именно поэтому незначительная война растянулась на долгие 6 лет.
Иосиф Флавий – не римлянин, как вы могли подумать. Он иудей и его настоящее имя Иосеф бен Матитьяху. Он лично участвовал в войне и при этом воевал за обе стороны. Но, вряд ли, Иосифа можно назвать перебежчиком, иногда обстоятельства просто не оставляют нам иного выхода. Он Алкивиад этой войны.
Иосиф истинный иудей, настолько истинный, что порвал бы своими зубами мне глотку за слова о незначительности этой войны, произнесённые мною немного выше. Я думаю вдобавок Флавий обвинил бы меня в ненависти к евреям. Ну такой он человек. Сперва эта патриотическая черта сильно бросается в глаза. Как-будто все вокруг плохие, одни только иудеи хорошие, но затем привыкаешь и начинаешь немного по-другому воспринимать его слова, которые хоть и категоричные, но все таки оборонительные.
Флавий смело заявляет: «Иудейская война, превосходит почти все известные в истории войны между государствами и народами». Утверждение настолько спорное, что его можно оправдать только личным участием Иосифа в войне. Все таки, когда ты принимаешь участие в каком-либо событии, оно кажется тебе значительнее, чем есть на самом деле.
Дальше – больше. Иосиф открывает нам причины побудившие его взяться за написание истории: «Войну описали искаженно, либо из любви к римлянам, либо из ненависти к евреям, поэтому в этих сочинениях присутствует либо похвала, либо порицания, но отнюдь не действительная и точная история». Мне вот интересно, кто из историков так сильно любит римлян? Уж не эллины ли? Самих римлян мы в расчёт не берём, так как римляне, искажающие историю из любви в римлянам – масло масленное. Плюс ко всему мы с вами и так наслышаны о высокомерных римских заявлениях на страницах их исторических сочинений.
Книга вмещает в себя не только события Иудейской войны. Начинается она задолго до этого, аж во времена Макковейской войны. Войны освободившей Иудею от 170 летнего македонского владычества. И потихоньку, через всю промежуточную историю, мы движемся к войне Иудейской. Путь от македонского господства к господству римскому.
Стоит отметить что Флавий зачастую отбрасывает патриотические чувства, например, он не выгораживает царей иудейских и смело повествует о всей подлости, мерзости и жестокости им присущей. Римлян же, наоборот, он хвалит и относится к ним с большим уважением: «Организация римского войска может служить образцом для тех, которые смеют ценить совершенство, но не вполне с ним знакомы».
Повествуя о небольшом периоде иудейской истории, книга заостряет нас на Иудейской войне, так сказать, её венце.
Причины войны, начало восстания, приход Веспасиана, замешательство в связи с хаосом в империи, героическая оборона Иерусалима и её страшные жертвы. Книга демонстрирует нам борьбу народа за свободу и показывает цену, которую за эту свободу приходиться платить.
Многие греческие и римские историки призывают нас бороться до конца. Иосиф тоже входит в этот список и его слова обращённые к иудейскому народу явное тому подтверждение: «Если война за независимость – дело славное, то ее следовало бы вести в самом начале; но раз покорились однажды и долгое время мирились с чужим господством, то после этого захотеть свергнуть с себя иго – не значит стремиться к свободе, а к жалкой гибели».
Будьте сильными.