Больше рецензий

7 февраля 2018 г. 19:05

446

4 Восход и падение величайшей цивилизации

Данная книга, впервые изданная аж в 1955 году во Франции, является одним из самых подробных и актуальных источников информации о воистину уникальной цивилизации Ацтеков (Астеков). Этот отдельно взятый индейский народ обладал богатейшей культурой, которая, к сожалению, дошла до сегодняшнего дня лишь крупицами, заботливо собранными известным исследователем Мезоамерики Жаком Сустелем и перенесенными на бумагу.

Совсем небольшое по объему страниц произведение переносит нас в «дикую» Мексику за несколько лет до того, как туда вторглись испанцы. Каждая глава – подробнейшее описание отдельного аспекта жизни смуглокожего индивида; от первого крика до последнего вздоха, от веселых танцев до кровавых жертвоприношений, вплоть до окончательного падения величайшей цивилизации, не дошедший еще даже до своего зенита.

Мехико был молодой столицей меняющегося общества, цивилизации, находящейся на подъеме, еще не сформировавшейся империи.


Жак Сустель в большей доле исследователь, а не писатель, поэтому это его произведение является в первую очередь научным трудом, содержащим проверенные или предполагаемые факты об ацтекском народе, подкрепленные археологическими находками. Но несмотря на всю научность, язык повествования вполне понятен и напоминает лекцию экскурсовода, рассчитанную на «несведущую» аудиторию.

Мне понравилось с какой скрупулезностью Сустель расписывал каждый час жизнь индейцев, причем не одного социального класса, а начиная с рабов постепенно доходит до «бога во плоти» - императора. При этом звучали названия предметов, обычаев и действий на языке самих ацтеков с переводом и небольшими аналитическими комментариями, что позволяло еще больше проникнуться культурой того времени.

О каждом слое населения в книге рассказано все, от рождения до смерти. Во что одевались, что ели, где спали. Описаны предельно подробно обряды и жертвоприношения многочисленным богам и богиням, которые «создавались» ацтеками на все случаи жизни. Автор донесет до нас даже легенды и песни того времени! В каждой строчке можно прочувствовать, как важен автору проделанный им труд и как любы эти «пернатые» воины солнца.

Единственное в чем можно обвинить Сустеля – повторы. Послушал, как готовят маисовые лепешки в первой главе? – Ну, послушай еще об этом в следующих главах пару раз. И такое встречается довольно часто. Иногда это можно объяснить сюжетом, например, тема лепешек встречается в разделе о еде и в разделе о типичном дне ацтекской семьи (в частности об их обедах-ужинах), но иногда это именно сюжетные повторы, которые можно было бы оставить в одной из глав и не возвращаться к ним более.

Думаю, напоследок можно сказать, что эта книга вполне способна поменять представление людей, считающих ацтеков дикими, жадными до крови варварами. Я тоже так считала в какой-то мере, но Жак Сустель ненавязчиво показал мне истину. Да, жертвоприношения были, но на то была объективная (для Ацтеков) причина, да, рабство тоже присутствовало, но, если без спойлеров, это даже не совсем рабство, как мы его понимаем. А уж читая про верхушку власти и роль чиновников в развитии этой цивилизации, я точно поняла у кого надо учиться нынешним сильным мира.

После прочтения этой книги у меня язык не поворачивается назвать ацтеков варварами, а вот испанцев, устроивших геноцид «неверных», и погубивших огромное количество объектов искусства, вполне могу.

Их культура, столь внезапно уничтоженная, относилась к тем, созданием которых человечество может гордиться.


стишок-порошок

Кецалькоатль явился людям
На память каждый взял перо
Пока в конец не ощипали
Его.
свернуть

ДП 2018. Февраль

Комментарии


Вот люблю и сам читать про доколумбовы цивилизации, но при всем моем уважении к Инкам, Ацтекам, Майя и прочим Анасази, я все-таки не соглашусь с Вашими выводами, относительно испанского варварства. Если обратиться к гегелевской диалектике развития исторического процесса, то можно отметить, что испанцы не вдруг образовались. Появление той Испании стало закономерным процессом развития человеческих сообществ в средние века. Находясь в центре событий мировой истории, соприкасаясь с Римской империей, Византей, Персией, и Исламскими халифатами, испанцы перенимали все методы политической борьбы. И методы эти, включая в себя вполне современные дипломатические договоры включали в себя обман и нарушение этих договоров, взятие в заложники первых лиц, вероломные убийства правителей всеми способами, и даже мыльницей, подкупы и, конечно, беспощадные войны.

Абсолютно нормальным являлось создание государственной идентичности на основе общего религиозного сознания. Едва ли вообще существовали иные способы строительства государств в средние века. К иноверцам были беспощадны все. Развитие нетерпимости привело в итоге к крестовым походам за святую землю. То есть, христианам внушалось, что за победу над неверными им будут прощены все грехи и дарован рай. Испанцы, кроме того, имели и непосредственный опыт проживания на оккупированной иноверцами территории, что несомненно, сделало их максимально враждебными к ним. С 8 века по 15 век, они боролись за свой Пиренейский полуостров и исламскими завоевателями, постепенно вытесняя их со своих земель. Метод борьбы с неверными был прост – принятие веры победителя+дань или изгнание, а тех, кто не желал изгоняться уничтожали физически. Таков был этот далекий и меняющийся мир.

У ацтеков, в отличии от испанцев, просто не было такой школы выживания. А конкуренция всегда вела к прогрессу. Технологии, политическое устройство, письменная культура, и даже религия – абсолютно во всем испанцы были прогрессивнее. Испания была современной развитой страной. И как не крути, но ацтеки все-же были крайне отсталыми, в сравнении с испанцами. Ваш вывод о варварстве испанцев оправдан только на методе исторической деконструкции, то есть анализ исторического процесса с точки зрения смены парадигмы. С точки зрения современной морали, да, испанцы еще те нелюди.


Спасибо за Ваш комментарий.

Буду кратка, так как у меня нет достаточного опыта в литературе такого плана, чтобы разводить долгую полемику, да и желания, честно говоря, тоже нет.
Я, как человек с обостренным чувством справедливости, назвала испанцев варварами не имея в виду, что они дикари в плане развития или какого-то научно-технического прогресса, а именно употребляя это слово как обобщение под одним термином их зверств по отношению к индейцам которые, да, абсолютно не умели "играть" по таким правилам. Но разве у испанцев не было времени чтобы понять это? Тем более, что Ацтеки, если верить этой книге, вполне убеждаемы и их можно было бы, наверное, со временем перетянуть на "светлую" сторону. Хотя, может я и ошибаюсь.

Вообщем, я не любитель подобной литературы и лишь оценивала ее исходя из собственных ощущений и не выходя за рамки конкретной книги. Если моя рецензия как-то задевает ваши чувства или убеждения, то прошу прощения, но остаюсь при своём. Как и Вы, не сомневаюсь. И это нормально :)


Нет, не извиняйтесь, пожалуйста, - я не религиозный фанатик и мои убеждения и чувства оскорбить рецензией на книгу нельзя ;)