Больше рецензий

DiTenko

Эксперт

Наивные литературные вкусы

6 февраля 2018 г. 15:55

993

4 Но забывчивость — вот в чем несчастье нашей улицы…(с)

Наверно, если опираться на такую классификацию, то египетская литература с точки зрения автора этой книги - "все должны кричать и возмущаться, а автору дается скидка в магазине на восклицательные знаки".
Как человек, всё ещё не дошедший до вдумчивого чтения Библии (только в детстве), Торы и Корана, я не могу утверждать, что там так же много ссор и восклицаний, однако сюжеты из них знакомы почти всем. Я лично почти гордилась собой, когда узнавала того или иного героя. Нашла чем. Однако, если меня бы попросили просто в одном предложении рассказать о чем книга, это вышло бы как с историей супружеств Генриха XIII (помните ту известную мнемоническую фразу "Развелся-казнил-умерла-развелся-казнил-пережила"?), только в данном случае - все хорошо-надсмотрщики наглеют-убиваем надсмотрщиков-свергаем управляющего-все хорошо-надсмотрщики наглеют... К третьему повторению ты начинаешь уставать, и тогда последняя "глава" - как некий глоток свежего воздуха.

Далее будут спойлеры, и подгорелые стишки-пирожки. Открывайте на свой страх и риск.

спойлер

Строго говоря, книга разделена на несколько частей, по поколениям и героям, принимающим в них участие. Это оказалось очень удобным для восприятия, ну и для рисования так любимых мною схем взаимоотношений. Я, если честно, не хочу останавливаться на первых двух подробно - может, потому что все знают историю Адама и Евы (хоть и в таком исполнении), может, просто первые два героя Адхам и Габаль меньше других впечатлили. Да, меня не впечатлила яма Габаля для убийства врагов, я даже Игру Престолов смотрю без воплей. Адхам и Габаль схожи - довольно кроткий нрав, порядочность и верность Деду, общая мечта - если не вернутся в Дом (именно так здесь изображен Рай), то хотя бы получить равноценный доход с этого Дома и не быть угнетаемым и битым. Чтобы не расписывать - вот вам пара пирожков.

хумама закопав в пустыне
кадри пошел домой к отцу
ну вдруг отец бы не заметил
как в детстве сделал бы козу

пришел к габалю дед с советом
харе лошок скулить и ныть
врагов кидай камнями сверху
скажи безглазыми всем быть


Третий наш герой - Рифаа (плотник). Он интересен тем, что рожден не на улице у Дома, а в другом месте, и у него нет стремления курить гашиш, петь и целыми днями любоваться садом Дома, как желали его предки. Нет, петь он хочет, но это можно делать и просто в пустыне. А лучше праздного сидения - помогать людям - бесов выгонять - вот тебе задание на всю жизнь. Не знаю, можно ли употреблять слово "блаженненький" в одном абзаце с Иисусом, не вызвав гнева, но по другому я его назвать даже не могу. Рифаа показался самым неземным, самым странным персонажем из всех. Его жена-предательница гораздо ярче и жизненно прописана. О женщинах в этой книге разговор особый, я сейчас к нему приду.

гашиш вино себе оставьте
забудьте ссоры и всех жен
рифаа видит всюду бесов
внесите уж аккордеон

А вот Касем... Самый невыразительный персонаж из всех, хоть он так же как и остальные свергал надсмотрщиков.
Надо немного отвлечься и сказать вот что. Женщины в этой книге - успокоение для моих глаз. Тут и юные красавицы, поражающие мужское сердце одним взглядом черных глаз, девушки добрые, ловко все делающие по дому, почитающие отца, и всегда приятно пахнущие (а мужчины очень любят их нюхать, попробуйте посчитать, сколько в книге встречается эта сцена. ). Тут и матери, любящие беззаветно как своих, так и приемных детей, следующие за мужем, сдерживающие и принимающие на себя его гнев или грусть. Тут есть даже "гулящие" девки, с ярким, привлекающим характером, пусть они и презираемы улицей Дома и способны предать собственного мужа. К тому же, мне нравится отсутствие открытого насилия в сторону женщин (не считая убийства, но там убивали и мужа), а от восточного автора я его ожидала, если бы честной.
Почему именно в части про Касема об этом стоит рассказать - если бы он не зацепил меня историей с женой точнее женами - он бы прошел для меня незамеченным. Именно он, весь такой бродяга, ставший богачом благодаря удачной женитьбе на вдове, безгранично любивший свою жену, после ее смерти берет себе в жены девушек из разных семей - и из своей семьи Савариса (бродяги) и Габаля и Рифаа. Словно задался целью объединить все эти семьи в одну, оставить их разногласия, от которых я уж начала уставать.
Кстати да, еще Касем среди толпы потомков выделяется тем, что у нему пришел не Дед, а его слуга.

семью забудь порви всех просто
касем не слушает слугу
касем умней и он как кролик
впивает зубки лишь в жену

Похоже, именно объединение семей и дает возможность появиться на экранах нашему последнему герою. Арафа - единственный, кто не знает своего отца. Его нельзя отнести к потомкам ни одной семьи, и посему он сын сразу всех. Он мощно отличается от всех предыдущих - в нем нет покорности и некой робости, он не старается нравиться всем, а расчетливо работает и сперва избегает конфликтов. Да, вы уже поняли, кто мой любимчик в книге? Даже на излюбленный штамп "убить надсмотрщиков" его толкает по большей части не желание получать свой доход от Дома или жить в нем, а желание отомстить за убийство отца своей жены. Может поэтому такое различие - Дед к нему не пришел. Если гора, то Магомед... Арафа сам пробрался в Дом, желая совершить то, из-за чего в свое время выгнали Адхама, и этим косвенно стал причиной смерти Деда. Я до этого момента считала Деда уже почти мифическим персонажем, столько же поколений прошло, так что эта смерть и похороны - как обухом по голове. Однако, моя личная симпатия к Арафу оказалась подорвана тем, что он изобрел бомбу. Я боюсь бомб, и людей, пользующихся ими для достижения своих целей. Еще герой стал первым в книге кто изменил жене. Даже не знаю, какой из этих двух фактов меня в нем разочаровал больше. Зато, совершенно непохожий на остальных, Арафа в итоге получает то, чего желали все предыдущие поколения - он живет в богатом доме, близок с управляющим, нет никаких надсмотрщиков и можно петь сколь угодно. Теперь он на другой стороне и на него смотрят с ненавистью и завистью, как до этого поколения смотрели на жителей Дома. Получил иллюзорную свободу, а счастья у него нет. Но хоть Дед не обижается.
Прямо скажу, в пирожке ниже я не зря упоминаю Хогварст - вся история Арафа - как заставки к экранизации Гарри Поттера - с милой рождественской сказки переходит во что-то более мрачное и гнетущее. Ну и у этой истории концовка плохая.

о сев бери арафа в хогвартс
он любит зелья так варить
восстанет против дамблдора
вам будет что с ним обсудить
свернуть


По итогу, возможно, если вы будете читать книгу как самостоятельное произведение, а не искать в ней прототипы Адама, Евы и остальных, вам уже на третьей части станет тошно. Тошно от того, что дети этой улицы ничему не учатся, поддаются лености, алчности и похоти, пока не приходит очередной герой и не спасает их. Нам словно вбивают в голову - хватит косячить, что ж такое то - но ничего не меняется. Однако, во много благодаря Арафу, мне книга понравилась. Читается она достаточно легко, многие второстепенные персонажи такие же интересные, как главные, и запоминаются лучше того же Касема, например. Перечитывать я ее не буду, разве что после прочтения Корана, найдя там прототипы Касема и Арафа (кто эти двое - для меня осталось загадкой).

Прочитано в рамках Долгой прогулки-2018, команда Непричёсанные мюсли