Больше рецензий

Myrkar

Эксперт

от триипостасного Бога

5 февраля 2018 г. 05:29

5K

4 Как психолог себе рынок создавал

Популярность книг психологов о саморазвитии, на мой взгляд, состоит в том, что они чаще, чем реальную помощь, предлагают отличный материал для самостоятельной игры в психолога. Прочитавшие о "важных годах", например, узнают несколько новых терминов: амортальность*, капитал идентичности, сильные и слабые связи, неосознанное известное, тирания долга, потребительское замыкание*, эвристика доступности*... Все эти слова ты потом можешь применить на ненавистных тебе знакомых, которые неожиданно как раз и оказываются типичными потребителями подобного чтива.

Книгу читать увлекательно и легко. Автор взяла случаи из своей практики и на их примере объяснила то, как работает теоретический материал по психологии, сопроводив каждую главку разбором ситуации. И то, что она сделала, - очень наивно, потому что сознание матерого читателя найдет интеллектуальную игру там, где осталось единственное ее пристанище: в примере самой Мэг Джей. Ведь только ее история здесь может быть реальна. Наивный читатель, найдя в наивном же писателе человека из серии окружения сильных связей (см. по терминам), зафиксирует всё сказанное как конечную неопровержимую истину (есть же пруфы), потому что, скорей всего, он в целом не склонен читать, а осиленную водичку о саморазвитии уже считает подвигом на уровне того жизненного действия, которое предлагает совершать автор. Вряд ли он при этом обратит внимание на смысл эпилога и благодарностей в конце, где сказано, что вообще-то истории ненастоящие, имена изменены, а совпадения - просто результат эдакого мэшапа различных типичных жизненных случаев. А компиляция различных жизней не должна подтверждать теорию, потому что это выдумка. Тут стоит вернуться к той главе, где Мэг Джей говорит о том, какие истории люди рассказывают о самих себе и как это влияет на их становление и самосознание. Естественно, что не только истории с множеством вопросов к себе и нытьем, но также неадекватной самооценкой и фантазиями о чьей-либо жизни дают понять, что у человека проблемы, и он потенциальный пациент-клиент. Собранные здесь под теоретический "проблемный идеал" истории далее становятся поводом полечить Мэг Джей.

Действительно, вряд ли чувак стал успешным, по словам автора, после ее советов, если вдруг перестал ходить к ней. Почему у нее не возникло сомнений, что отказ был спровоцирован экономией на бесполезном враче, а слова об отнимающей время работе - хорошей отмазкой, которая не оскорбляет желающего иметь постоянный доход психолога? Мэг Джей проиграла свой аргумент в той истории пациента, которая, по ее словам, "еще продолжается". Видимо, там регулярные беседы не прекратились. И, будем объективны, вряд ли прекратятся, когда сам план психологической помощи подразумевает продолжение сеансов до конца жизни врача. Последняя глава о пациенте, который пустил жизнь на самотек, забыв об ответственности о своих маленьких детях и попросил врача следить за ним до возраста, когда они станут взрослыми и самостоятельными, - лишнее подтверждение нацеленности автора на привлечение особенно выгодной аудитории. Становится очевидным, почему алгоритм "излечения" психологических проблем содержит в себе обсуждение репродуктивных проблем и традиционного гетеросексуального брака: в нем рождаются дети, а с ними возможные темы, которые нужно будет обсудить с ней.

Само построение книги напоминает не столь тематическое разделение, а именно этот самый алгоритм психологической помощи. Доказательством тому служит тот факт, что только первая часть, посвященная работе, дает больше всего практических советов, вторая, о любви, - достаточно абстрактна и водяниста, а третья настолько потоплена в бесполезной жидкости, что даже ее название представляет из себя воду, в которой автор топит читателя. По историям видно, что именно в таком порядке решаются вопросы пациентов. Итак, сначала, значит, человеку нужно определиться с занятием, которое должно приносить какой-никакой доход, создавать режим жизни, а значит, распределение времени на параллельные цели. И, логично, - возможность оплаты услуг психолога.

Вторым шагом должен стать брак. Здесь тупо приводятся статистические данные, чтобы тупо доказать, что "надо" побыстрее принимать решение на этот счет, а ведь надо обязательно успеть эффективно поразмножаться... Чтобы, внимание, не иметь проблем с уходом за стариканами параллельно с уходом за детьми! Гм... То есть со всеми призывами не упрощать себе жизнь и стараться делать больше, тут лучше выбрать вариант попроще. Хотя ясно, что просто нужно избежать ситуации, в которой траты пациента станут критическими, и он не сможет позволить себе консультацию. На этом этапе, думаю, какая-то часть пациентов покидает психологическую консультацию по иной причине. Все-таки любовь и выбор спутника жизни должны быть интимным процессом, потому что вмешательство третьего в пару провоцирует эффект сожительства, о котором упоминает сама Мэг. Общение с психологом провоцирует быть отдельным человеком. Но Мэг Джей все равно. Говоря о совместимости и собственном несоответствии статистике она и тут противоречит самой себе. Зато случаи ненормальных людей, ведущих себя неадекватно из-за извращенных представлений о браке, семье и отношениях, как раз отлично попадает и под статистику, и под теорию и в психологическую консультацию...

Последняя часть "алгоритма" уже терпящего крах излечения пациента повторяет не только предыдущие выкладки, но и других психологов, которые написали свои хитовые книги, основываясь, видимо, на первоначальном учебнике, по которому нынче учат американских психологов. Пример с башкой Финеаса Гейджа я уже читала у Келли Макгонигал, но нафиг он нужен, когда больше нет таких людей, которым столь же "удачно" повредили мозг, чтобы сделать какие-то объективные выводы? Психологи же, основываясь на этой истории, говорят о том, как люди сами повреждают себе лобовую долю, что их поведение становится аналогичным. Та же фишка с историей о таланте, равном десяти тысячам часов практической деятельности. Да даже часы всей жизни не сделают из тебя талант, если ты уткнешься в своей практике в один метод и единственную точку некого идеала. А единственностью методологии нынче как раз и грешат все кто ни попадя.

Заметила, что рецензенты говорят о том, что неестественность ситуаций в книге завязана на несоответствии американских и российских реалий. Однако, все куда проще: дело в несоответствии жизни людей, которые могут себе позволить психолога и которые не могут, после чего читают книгу о людях, которые после двадцати имели смелость посвятить несколько лет гедонизму и безответственному поведению, пока не поняли, что она не приносит того удовлетворения, о котором создает видимость.

Мэг Джейн тоже не приносит удовлетворения. "Важные годы" - книга, чтобы разок поиграть в доктора, самого страдающего от фиксированного мышления, основанного не на реальных жизнях, а статистическом "идеале", хрестоматийных исключениях и подогнанных под теорию историй, чтобы подтвердить правоту лучше всего работающих на поддержание выгодного рынка тезисов психологии.

Примечания:
*амортальность - неизменность образа жизни и мировоззрения с юности до самой старости;
*потребительское замыкание - закон предельных издержек применительно к монетизированным личностным установкам
*эвристика доступности - неадекватное сопоставление личных хронотопов, как приходящих на ум сюжетов, с возможностью их реальной бытийности

Комментарии


после чего читают книгу о людях, которые после двадцати имели смелость посвятить несколько лет гедонизму и безответственному поведению

Простите, а в чём состоит смелость?