Больше рецензий

4 февраля 2018 г. 21:30

975

5 Эстетический садомазохизм

Всякий раз, открывая Петрушевскую, добровольно подвергаешь себя эмоционально-эстетическому садомазохизму. Осознанно идти на этот шаг заставляет несколько вещей. Во-первых, предвкушение художественной эйфории, которое сулит одна фамилия этой литературной бестии. А во-вторых, принудительное погружение в нечистоты человеческих пороков почти всегда целительно; как бы ты не морщился в процессе, по прочтению просыпается невероятная жажда к чистому воздуху.

Петрушевская не балует читателя большими формами: три романа почти за 30 лет. Мрачный, удушающий напором безнадежности «Время ночь» (и тот скорее повесть, чем роман). Оригинальный по структуре, но такой же жуткий «Номер один…». И, наконец, в 2017-ом долгожданный подарок – приключенческий псевдо-детектив «Нас украли. История преступлений».

Очевидно, что форма для Петрушевской – инструмент. Художественная сила ее таланта проявляется и в рассказах, и в новеллах, и в эссе, и в сказках для детей и взрослых. В этом смысле «Нас украли…» концептуально не выбивается из колеи авторского наследия. Более того, жанровое определение романа выгодно подчеркивает его преимущества; мастерски закрученная интрига, сюжетная динамика, яркие персонажи – книга скроена настолько ладно и замысловато, что, упустив из виду нить повествования, читатель потерпит фиаско не то, что в финале, а уже по ходу действия.

«Нас украли…» именно тот случай, когда не хочется спойлерить даже на уровне фабулы, ибо бессмысленно. Маленького мальчика подменили в роддоме, поскольку мать, умершая при родах, сдружилась с девушкой, ставшей впоследствии фиктивной женой ее мужа, для того, чтобы… В общем, черт голову сломит. Сама не ожидая, Петрушевская утерла нос признанным детективщицам от мейнстрима. И поделом: в отличии от последних, она никого развлекать не собиралась. Своих героев Петрушевская по привычке выворачивает наизнанку, чтобы ткнуть внутренностями в нос читателю, вызывая эмоциональный рвотный рефлекс.
Ну а герои Петрушевской сами знаете кто. Это изнасилованные в детстве падчерицы, с широкими рубцами на душе. Это страшные ведьмы в обличии свекровей и тещ, которые насилуют своих детей морально. Это, собственно, дети, сморщенные, в изгаженных пеленках, или прыщавые подростки с надломленной психикой. Это продажные врачи и акушерки, это мерзкие мужья и их любовницы, это расчетливые толстые жены, погрязшие в бытовом болоте, это вышедшие из ума больные бабушки и дедушки... Ну и конъюнктура соответствующая: тесные хрущевки, тускло-желтые кухни, провонявшие фенолом поликлиники и абортарии, производственные подсобки для совсем неромантического секса... И ситуации, в которых моральное дно для низложения героев – безальтернативная норма.

Одним словом, Людмила Петрушевская по-прежнему the best по расстановке кривых зеркал внутри социума. Иногда возникает желание смачно выругаться, поскольку терпение-то не железное. Но язык не поворачивается. На правду, как известно, не обижаются. Тем более, что и в новом романе она демонстрирует самобытное, филигранное мастерство владением слова, во всей авторской красе и неповторимости.

В итоге, для поклонников писательницы, «Нас украли. История преступлений» - гарантированное интеллектуальное наслаждение. У тех же, кто впервые откроет книгу этого автора, как обычно два выбора – дочитать до конца и осознать величину творческой фигуры, либо, сопровождая запрещенной лексикой, отложить до лучших времен (навсегда).

Не случайно на сайте интернет-библиотеки в комментариях к роману один из читателей оставил отзыв: «Чертова старуха»! По-моему, самый точный комплимент.

Комментарии


Прекрасная рецензия! На порядок лучше трех профессиональных, прицепленных ниже.


Запоздалое спасибо!)