Больше рецензий

winpoo

Эксперт

Эксперт Лайвлиба

4 февраля 2018 г. 17:44

896

3.5

Это было совсем крошечное произведение, больше напоминающее наброски, требующие последующей детализации и декорирования, чем полноценно реализованный замысел. Но это и понятно – книга не просто не закончена, а брошена или, скорее, покинута прямо на середине предложения, что изначально делает ее восприятие трагичным, хотя сама она на первый взгляд напоминает старомодную фантастику с ее романтикой дальних странствий и тягой к «белым пятнам и черным дырам».

Мне любопытны книги, написанные необычными и эпатажными людьми. В них есть какая-то особая степень свободы, безбашенная отвязанность от привычных канонов, стремление дойти до какой-то важной автору сути. Они не обязательно должны мне нравиться, но я ожидаю от них принципиально новых впечатлений и пищи для ума или чувств. Вот так и здесь, прочитав биографическое введение, а потом и всё найденное о Рене Домале в Интернете (и его стихи), я была готова принять текст без критики, как есть, уж слишком многое, окружающее его создание, было неординарно. Ну, и, в общем, да. С первых же строк книга эмоционально возвратила меня куда-то в детство, когда мне впервые попались романы А.Беляева. Тогда они казались чем-то необычным и увлекательным. «Гора…» (а полное название книги: «Гора Аналог: роман о символически достоверных неевклидовых альпинистских приключениях») своей наукообразно стилизованной наивностью напомнила мне мои тогдашние ошеломительные впечатления. Ну, и что-то в ней есть от Жюля Верна, конечно.

Но несмотря на кажущуюся простоту и краткость, книга собиралась быть серьезной, поскольку воплощала собой некие метафизические проекции и страстные желания автора проникнуть в иные пределы, пережить диковинные видения, стать «посвященным». Гора Аналог – недоступное для многих место где-то в Гималаях (?). Ее вершина есть точка соединения земного существования с Абсолютом, и восхождение на нее – почти буддийский акт: поднимаясь, человек очищается от всего мирского, освобождается от бренности своей человеческой природы, осознает иллюзорность и зыбкость собственного Я – идет на свет Divine Mind. Герои отправляются в экспедицию, чтобы приобщиться к некоему высшему знанию, прорваться в запредельное. Одновременно Гора для Р. Домаля – символическая проекция самого человека, и затеянное ими путешествие – это также и трудное движение в непознанную глубь самого себя, своих неразведанных психических недр.

картинка winpoo

Читается книга довольно странно, одновременно и примитивистически, и сюрреалистически. Но если отрешиться от ее несколько старомодной и непривычной стилистики, понимаешь, что она плотно набита информацией, в ней буквально нет пустого места, не окрашенного символикой, аллюзией, аналогией. В ней много вставок в виде «историй» (например, о людях-пустышках и Горькой розе), в которых соединяются абсурд и реализм, миф и фантазм, знание и сновидение. Она полна скрытых и явных отсылок к эзотерике, восточному фольклору, инициационным практикам, древней философии, а каждый член экспедиции олицетворяет собой особую гуманистическую сущность или разные способы познания мира (ученый-естествоиспытатель, лингвист, художница, писатель…). Пусть и непонятно как, с помощью ветра, но герои попадают в пространство, где соединены и гармонично уживаются все эпохи и культуры (как в «Потерянном горизонте»)… Жаль, что сюжет не окончен и при всем желании издателей как-то помочь читателю домыслить его, исходя из набросков и бесед автора с друзьями, он невосстановим. Неизвестно, что еще случилось бы с героями, начавшими свое необычное восхождение. Ясно одно – книга «гладит мысли против шерсти», и уже этим самобытна и достойна прочтения.