Больше рецензий

24 февраля 2011 г. 18:20

321

3

Главный вопрос, на который отвечает эта книга «как именно»? Что, кто-то из нас не знал, что в современном бизнесе продаются не столько товары в грубом физическом воплощении, сколько связанный с этими товарами стиль жизни, система ценностей, имидж? Обычно это представляется так - человек покупает такую-то-колу, не только и не столько, потому, что ему нравится ее вкус, сколько потому, что вместе с этой колой он покупает образ «молодости, красоты, решительности, энергичности и т.д.», Кляйн идет гораздо дальше, она идет по мельчайшим деталям того, как именно бренды манипулируют сознанием наивных граждан общества потребления. В этом постоянном «как именно» большой минус книги – за деревьями теряется лес, и вопросы «зачем» и «почему» остаются без ответа. Книга хорошая, добротная, но не глубокая, видно, что она сделана путем обработки и подведения под единый знаменатель накопившихся у автора статей в прессе, эссе, заметок и прочего публицистического материала.

Когда я читал, про то, как автор с ужасом и содроганием писала, о том, как дети на уроке в школе изучали устройство кроссовок найк, я невольно вспомнил советскую школу – ленин в учебнике, ленин на значке, ленин в стихах, ленин в каждом классе. Куда там найку с его скромным уроком про кроссовки. И ведь ничего – при высочайшем уровне индоктринации, практически каждый в эпоху позднего совка осознавал всю лживую суть идеологии. Может на этом фоне, бренды не так уж страшны? Черт его знает, тоталитарная идеология все же действует кнутом, а они пряником. Пряник может оказаться хуже и эффективней.