Больше рецензий

3 февраля 2018 г. 09:57

526

0 "Все мы родом из...", или роман о преданном поколении

Российская литературная премия «Большая книга» нередко открывает миру новые имена, либо представляет старые, но в совершенно новом, качественном свете. В прошлом году таким открытием стал не самый известный автор и журналист Шамиль Идиатуллин с очень колоритным и увлекательным романом «Город Брежнев».

В эпоху жанрового кризиса, когда лучшими книгами года признаются произведения из серии ЖЗЛ, или откровенный нонфикшн, Идиатуллин смотрится крайне выигрышно. Ведь автор демонстрирует самоуверенный расчет уже на уровне концепции произведения. Свою трагедию он помещает в исторический контекст – восьмидесятые годы, правление Андропова, - и рассказывает ее от имени советского восьмиклассника Артура Вафина, перемежая авторским текстом и разбавляя второстепенными персонажами без явных стилистических перепадов.

Для современного поколения, которое фамилию Брежнев ассоциирует с популярной эстрадой, станет открытием, что раньше так назывался город Набережные Челны – промышленный гигант, родина КамАЗов. Именно здесь, среди мрачных бетонных многоэтажек и улиц без названий разворачивается основной сюжет. И с первых же страниц, со сцены дискотеки в пионерском лагере, Идиатуллин попадает точно в цель. Ведь если у читателя начинает учащаться пульс перед описанием подростковой драки, если щекочет в груди, перед тем, как третий отряд ночью измажет спящих девчонок зубной пастой, если глава про злоключения героя в милицейском участке вызывает чувство физической беспомощности – значит контакт налажен и автор может смело проповедовать свои идеи.

Но проблема в том, что идеи в «Городе Брежневе» не новые. Да, мы видим ярких и живых персонажей. Вчерашний дембель и наставник Артура – Виталий Анатольевич, со своей прямолинейной философией после участия в Афгане (на протяжении всей книги он продолжит по инерции исполнять фатальный, «интернациональный долг»). Его невеста - училка немецкого Марина Михайловна, изо всех сил заслоняющая себя от тяжкой перспективы одинокой женской судьбы. Родители Артура, поколение, которое пока не осознало, что жестокого предано.

Автор неспроста очень назойливо погружает нас в детали: продуктовый дефицит и колбаса строго по праздникам, запрещенный хэви-метал и пластинки с опостылевшим Леонтьевым, выполнение плана для ЦК компартии и импортный гарнитур в качестве бонуса. За аутентичной детализацией Шамиль Идиатуллин прячет вполне риторические вопросы: что мы можем противопоставить времени и обстоятельствам? Почему рушатся идеалы, под которыми, казалось бы, столь прочный фундамент?

По-моему, очень показателен финал повествования, когда Артур вместе с отцом оказываются в запертом погребе, в темноте и холоде, пытаясь выбраться наружу кровоточащими руками. Мы все скоро поймем, что оказались в глубокой, черной яме, со своими страхами и проваленными надеждами. Надеждами на первую любовь, замужество, успешную карьеру, новый автомобиль. И у каждого за плечами свое, нераскрытое преступление. «Висяк», который будет волочиться за спиной всю оставшуюся жизнь.

Конечно, роман не без шероховатостей. Самый явный просчет – это уши автора, торчащие в главах, написанных от имени Артура. Иногда Идеатуллин словно забывает трансформироваться в главного героя: ну не может тринадцатилетний юноша размышлять устами взрослого мужчины. Или затянутость диалогов на производстве, которые поймет разве что специалист узкого профиля.

Но, по большому счету, все это придирки. Читать «Город Брежнев» чертовски интересно! Хотя бы для того, чтобы самим себе ответить: удастся ли нам выбраться из ямы? Ведь прошло уже больше тридцати лет...
Впрочем, время давно за нас ответило. «Город Брежнев» лишь напомнил