Больше рецензий

3 февраля 2018 г. 00:14

2K

5

Сказать, что это красиво - ничего не сказать. Это сплошные восклицательные знаки по поводу текста. Фантастика, сказка, чудо, что-то запредельное - это все о стиле, о собранных в предложения словах, в которых пропасть всего: символизм, реализм, мифологизм, и просто ювелирная поэтика.

В общем-то орнаментальная проза и должна быть именно такой, наполненной всем вышеперечисленным, но слог Замятина это особый шик, это от кутюр. Как-то органично сочетаются в его тексте музыка, математика, космос, хаос, жизнь. смерть, духовное и животное в человеке. а также прошлое, настоящее и будущее...
И еще - до мурашек чувствуемое состояние обреченности, прекрасно понимаемое понятие Бог - печь, когда человек не просто поклоняется огню, а огонь в печи для него всё и даже больше чем всё. Ради огня человек теряет честь, а потом и жизнь.

Рядом с этим небольшим рассказом бледно и слишком громоздко выглядит Голдинг. Замятин уместил всю тему "Повелителя мух" в пару строк. В пару слов - тему революции. В полуслове - тема любви. Бывшей и умершей.

А перед финалом всё возвращается: на миг воскресает любовь, человек становится человеком, "и никому не слышная — по белой пыли, по глыбам, по пещерам, по людям на корточках — огромная, ровная поступь какого-то мамонтейшего мамонта."

Дивная вещь.
В малом количестве слов невероятный объем, термоядерная концентрация энергии текста.
Но вот рекомендовать ее не хочется. Она из разряда тех, что "руками не трогать".

Комментарии


Голдинг открестился от своего "Повелителя" практически сразу же. При наличии кучи всяких признаний этой книги, сие с его стороны было очень предусмотрительно. Но и неудивительно, ибо это единственное произведение, где он по молодости да по глупости откровенно заявил о своей позиции. Неопределенность же делает автора более загадочным и значительно расширяет аудиторию


Кого интересует позиция автора?)) "Вы ничего не понимаете в своей музыке" - когда-то сказал дирижер Морису Равелю по поводу "Болеро", о котором, кстати, сам композитор высказывался весьма нелестно. Но как-то мнение автора ничуть не повлияло на само произведение)
Кстати, загадочность Замятина нисколько не расширяет его аудиторию.


Музыка имеет менее объективное выражение, потому что воспринимается только как аудиокнига. Когда книги и нотные записи в отмотанном назад будущем станут одинаково понятны и читаемы, то какой-нибудь гуманоид по этому поводу нарисует портрет ван Гога и выплатит ему все то, что недодали ему при жизни


о какой объективности речь?)) "Искусство — зеркало, отражающее того, кто в него смотрится" .

Когда книги и нотные записи в отмотанном назад будущем станут одинаково понятны

Разве что если мышление будет одинаковым, а гуманоид - из космического корабля "Интеграл" ("Мы" Замятина)


Объективное выражение и как следствие - объективные оценки. Например, такие, которые не позволяют Замятина сравнивать с прелепиным. Естественно, найдется пара идиотов, которые будут этим заниматься, только это вообще не связано с Замятиным


Лайвлиб тому пример (невероятной объективности)


Нормальная женская объективность


что-то из фантастики?)


Нужно всех френдить, улыбаться и писать "ой, как интересно". Все просто


и будет вам объективнейшая объективность и счастье.

Я тут вот что нашла: "новая ... истина прокладывает дорогу к триумфу не посредством убеждения оппонентов и принуждения их видеть мир в новом свете, но скорее потому, что ее оппоненты рано или поздно умирают и вырастает новое поколение, которое привыкло к ней». Так что, в свете тенденции развития ЛЛ, ваш гуманоид скорее нарисует портрет прилепина, чем ван Гога)