Больше рецензий

Tarakosha

Эксперт

Субъективная попытка объективности

31 января 2018 г. 22:22

5K

4.5 Что скрывает детектив

Можешь ли ты рассчитывать на справедливое и основательное расследование преступления, в котором тебя обвиняют, если ты являешься шестидесятилетним негром и всю свою жизнь до этого дня прожил на американском Юге ? И хотя на дворе двадцатый век, и еще во второй половине девятнадцатого в стране были приняты поправки к Конституции, гарантирующие равенство граждан вне зависимости от цвета кожи и запрещающие в связи с этим принимать дискриминационные законы в отношении какой-либо категории населения, многое ли это меняет в положении негра, живущего в округе Йокнапатофа в Джеферсоне ?

Есть убийство и есть подозреваемый, тот самый негр Лукас Бичем, только не стоит обманываться, что это будет чистой воды детектив. По сути это фон или средство рассказать о важных вещах, попробовать всколыхнуть застоявшуюся воду общества и вновь посредством мыслей и рассуждений своих героев озвучить то, что волнует самого автора, и в первую очередь, расовая дискриминация, когда людям не так важна справедливость и чтобы виновный получил по заслугам, а согнуть негра и заставить его снова почувствовать, что он не ровня белым, вот что заботит их, вот ради чего они съезжаются к тюрьме, когда самосуд и линчевание в пору принятых поправок все еще живо и не преследуется по закону.

В очередной раз ( если вспомнить прочитанный до этого роман Шум и ярость ) Уильям Фолкнер использует прием "потока сознания." Главным действующим лицом романа является он, шестнадцатилетний подросток, чье имя фигурирует от силы один или два раза, но его помещение в центр истории помогает нам следить за её развитием и быть вместе с ним там, в округе Йокнапатофа. Мы одновременно следим за происходящим его глазами и напрямую участвуем во всем происходящем. Вместе с ним испытываем все чувства, обуреваемые им, от стыда за собственное , когда-то испытанное превосходство над черномазым до понимания людских настроений, обуреваемых жаждой крови.

Многое из того, что должен вынести из всей истории он сам понять ему и нам помогает его дядя, адвокат. В беседах с ним поднимаются вопросы не только расовой дискриминации и единства народа, неравнодушия окружающих друг к другу, но и подвергается осмыслению христианская заповедь "не убий." Вообще, в их беседах сосредотачиваются основные мысли романа, хотя порой уследить за мыслью стоит некоторых усилий, потому что начало и конец её могут растянуться на страницы. Но оно того стОит, ведь все здесь взаимосвязано и каждое слово цепляет за собой следующее, чтобы чья-то мысль или воспоминание помогли нам сориентироваться в происходящем, осмыслить его и принять мысль о том, что только отказ от устаревших устоев поможет обществу двигаться дальше .

Как итог, получилась мощная и запоминающаяся книга, рассказывающая немного непривычно, но очень интересно о самых разных вещах, от глобальных, имеющих значение в масштабах страны, государства, до личных вопросов каждого человека. И порой каким-то штрихом, словом автору удается передать чувства и настроения героев романа и дать почувствовать это читателю.

Игра в классики. Тур № 9.
Бесконечное приключение. Тур 5. Горы

Комментарии


Хорошая рецензия и тема интересная) А мне вот Фолкнер не зашел абсолютно, дочитала его роман через боль((


Катюш, спасибо )
А что ты читала у него ?


Я читала "Деревушку". Ужасный ужас. Но я думаю еще попробовать "Шум и ярость" или "Свет в августе" и уже тогда делать окончательные выводы)


"Свет в августе" у меня пока любимая его книга и вообще одна из любимых) Лучше попробуй её. Иначе Шум и ярость могут тебя отвратить от чудесного автора


Ок, надо будет записать))


Простите, но "Шум и ярость" вам лучше не читать : возможен шум в голове и ярость на книгу)
Это его экспериментальная вещь, если хотите чего-то более привычного но "вкусного", да и не очень большого по объёму, так сказать, "пробник" Фолкнера, то прочитайте его повесть "Медведь".
"Свет в августе" впрочем тоже очень хорош.


Саша, мы с тобой сходимся: я тоже посоветовала лучше начать со Света...и там уже решить для себя)


Спасибо за совет, буду иметь в виду) И ко мне на ты))


Таня, какая красота!
И не поверишь, только что сама прочла книгу :) Абсолютно во всём с тобой согласна. Там ещё много всего, в романе, про всё и не напишешь. Ты мне скажи, легко ли у тебя идёт фолкнеровский поток сознания? Как читалась книга?


Юля, поверю, видела в ленте, еще удивилась, что мы с тобой одновременно)

Там ещё много всего, в романе,

ооо, согласна. Например, как он о взрослении или о материнстве пишет и все в паре слов.
В шуме и ярости было труднее в разы, а тут прямо сразу хорошо пошло и с каждой книгой я просто влюбляюсь в его манеру ТАК писать, что ты там, все видишь и все чувствуешь...а у тебя как, трудно шло?


Ничем нас не удивишь с этой лентой :)))
Да, и все эти символы, собирательные образы, за каждым человеком - общество, за маленькой историей - большая. Увлекает.
С Фолкнером у меня всегда так. Первые страницы читать очень трудно. Длинные предложения, которые не влезают целиком на страницу ридера. Часто приходится перечитывать фразу несколько раз, чтобы ухватить смысл. А потом как-то втягиваешься, ловишь ритм, и тихонечко плывёшь с этим потоком :)
У меня одна только вещь вызывает неловкость - это диалоги. Там, где слова принадлежат не главному герою, а другим людям. Логика подсказывает, что они должны быть в другом стиле, но нет - говорит всё тот же "он". В пересказах и мыслях это понятно, но в прямой речи... Странновато выглядит :)


возможно, потому, что я тут слушала, у меня только в самом начале было затруднение, а потом дело лучше пошло. Но однозначно, что с его книгами нельзя отвлекаться, тут каждое слово имеет значение.
А скажи, что ты думаешь по поводу Лукаса Бичема: почему он до самого конца держался с ними отстраненно ?


Ой, не представляю, как такой сложный текст можно слушать. У меня бы точно не получилось :))

Ну... как шутливо говорит мой папа, такой вот человек :) То есть почему Лукас должен был изменить своё отношение? Он нигде ни разу не дрогнул, в тюрьме сидел с тем же достоинством, что у себя дома. И он был абсолютно уверен в своём положении. Интересно даже противоположное, откуда у него изначально такая убеждённость, такое чувство независимости и собственного достоинства, ведь расовая дискриминация была ещё очень сильна, тем более на юге.


а тут чтец был хороший и мне даже проще было воспринимать текст, чем когда я глазами читала Шум и ярость.

То есть почему Лукас должен был изменить своё отношение?

ну да, как говорится: не стоит ждать благодарности за свое добро)


Поверю тебе на слово :))
Так он же сам такой :) Мальчика спас, накормил, обогрел, и это для него долг, за который не благодарят. В истории с убийством он поступил согласно своим принципам, а адвокату хотел заплатить за его профессиональный труд.


а я соглашусь с тобой)


Интересно звучит, Тань)


спасибо)
насколько я помню, ты его не читала еще ?


Читала и не читала, очередной предэкзаменный пролист, а он мне еще и в билете в итоге попался)))


вот как бывает)))


ага, если сдавать каждый год зарубежку))))


от сессии до сессии живут студенты весело..)))


еще как;)))


Вижу по оценке, что тебе очень понравилось) Тема, которая всегда актуальна... и неважен век...


ага, очень) снова убедилась как мне нравится проза автора)


это хорошо... убеждаться снова)


ага)


Уговорила, правда интересно))
Вот только "поток сознания" и мысли длиной в несколько страниц меня все равно пугают)


и правильно)) если решишься - послушай аудио, отличная начитка. И в любом случае, надо "поймать волну", чтобы пошло хорошо)


Да, про волну - это точно) про многие книги так можно сказать)


не знаю как про многие, но с потоком сознания точно. Нужно постараться "поселиться в голове" другого, как я для себя понимаю)


Наверное)


а вообще советую лучше начать с его Света в августе, чтобы понять подходит ли тебе автор) но решать тебе, конечно))


Пока нет его (автора) в планах) а там посмотрим)


значит надо его туда поместить)) (шучу, он может и "не пойти"))


Посмотрим, буду ждать знаков свыше))


ок))


Можешь ли ты рассчитывать на справедливое и основательное расследование преступления, в котором тебя обвиняют, если ты являешься шестидесятилетним негром и всю свою жизнь до этого дня прожил на американском Юге ?

Тань, поймал себя на мысли, что, словно в заседании суда, искренно и вслух ответил : нет)

Рад, что после осечки с Хемом, тебе так удачно зашёл мой любимый Фолкнер.
Ты права, тут детектив - лишь фон, впрочем, как и у Достоевского.
Но какой язык!! поэзия! До сих пор помню эту сцену с дымом ( так и просится на полотно какого-нибудь Гойи).
Кстати, о твоём любимом Хеме... знаешь что он говорил о Фолкнере? Что стыдно пить на во время работы. И, мол, он даже знает, читая Фолкнера, когда тот начал пить ( на какой странице).
Ты не узнала бы?)


тебе так удачно зашёл мой любимый Фолкнер.

так он и мой любимый))

знаешь что он говорил о Фолкнере?

как говорит у меня одна родственница: это все от зависти. Поэтому тут даже и не надо брать в голову)

Ты не узнала бы?)

так я даже гадать не буду. Зачем? Порокам все подвержены и я стараюсь разделять для себя творчество писателя и его жизнь. Тем более когда творчество мне близко и интересно, и я преклоняюсь перед талантом.


Думаешь, только от зависти? Такое мог разглядеть только "знаток" этого дела)
Знаешь, Тань, как у нас в русской литературе среди гениев и талантов было обычным "критиковать" друг друга, так и в американской ( и не только) литературе.
Тут нечто иное, тут уже писательская жилка ревности и "охоты". Кто-то мог зайти на чужую территорию со своими чувствами и образами.

Ну да, порокам все подвержены ( почему -то мысленно опустил глаза)).
Разумеется, без опиума мы не знали бы бездн Эдгара По, без любовных похождений Пушкина - бездн любви, что он нам открыл. Всё это стимулы, и не каждый ведь подверженный им так пишет о вечном ?
Но ведь интересно, чисто с точки зрения "мастерской", а когда же , например, Фолкнер, "принял" на грудь, и сердце в груди заработало жарче и перо понеслось по бумаге стремительней?


ну нет, конечно, это общее слово, но доля истины в нем есть, конечно. Я думаю, что они ведь все легкоранимые и им присущи все чувства обычных людей. И также сложно порой перенести чужой успех, вот отсюда и такие речи.

Но ведь интересно, чисто с точки зрения "мастерской", а когда же , например, Фолкнер, "принял" на грудь,

а ты думаешь, что без допинга ему не писалось ?)


Слушай, а про успех ты может и права, только... у каждого свой путь к успеху, разные дороги и средства, и не каждому может нравиться, что тот или иной писатель выбрал именно эту дорогу ( которая "короче", как он думает)

а ты думаешь, что без допинга ему не писалось ?)

Да я вообще другое имел в виду. Разумеется и без допинга они бы писали, просто нечто в писателях влечёт их к бездне, к хождению над бездной ( у каждого она своя)


я вообще другое имел в виду.

вот в таких случаях мне и жаль, что нет возможности прямого разговора, при написании не чувствуешь оттенков речи, эмоций и можешь ошибочно воспринимать те или иные слова)


Скорее бы и мне добраться до твоего совета))) а то и порассуждать не могу!


и я жду не дождусь твоего вердикта))) уж больно автор хорош, убеждаюсь в этом с каждой книгой)


Тянуть не буду)) самой интересно!


ок))


Если хочешь ещё про Лукаса Бичема почитать, то можно прочитать "Огонь и очаг":)


спасибо


Начинала читать "Шум и ярость",не знаю почему бросила,скорее потому что ничего не поняла и решила не разбираться)


ты однозначно не с той начала)) я даже сама, при всей любви к автору, ту еле осилила. Со скрипом и преодолением


а с чего нужно начать?


я начинала со Света в августе и сразу влюбилась в стиль писателя. Но знаю, что он не всем по нутру....


попробую))


если будет невмоготу, смело бросай))


а совесть?))


в данном случае не страшно)) лучше бросить, чем потом плеваться)


тоже как вариант)