Больше рецензий

Hermanarich

Эксперт

Эксперт Лайвлиба

30 января 2018 г. 19:10

810

5 Последний роман

Я был фанатом Роджера Желязных с 14 лет, когда прочитал первый его роман (это были "Девять принцев Амбера" из Хроник Амбера. Так Желязны для меня стал еще и первым автором фантастической серии). Увы, с книгами тогда был дефицит (Хроники Амбера были в серии Монстры вселенной, если помните, с иллюстрациями Бориса Вальехо), но все что мог достать - я прочитал. Уже тогда стиль Желязны плотно вошел в меня, а его авторские приемы "творца миров" (когда почти любую его книгу можно учитывать как теорию творения мира, причем со своей строго внутренней логикой) стали эталоном. И вот, по прошествии более чем 15 лет, я взял в руки доселе неизвестный мне роман (как позже выяснилось - один из последних у автора), и погрузился в его мир снова.
Боялся ли я разочарования? Очень. Доподлинно известно - не читайте книги, которые вам нравились в детстве. Но здесь все вышло совершенно не так - книга меня захватила, и я прочитал ее менее чем за сутки.
Это прекрасный Желязны со всеми характерными фишками автора:
1. Сложный, продуманный мир со своей логикой и правилами;
2. Огромное требование к читателю. Желязны не терпит идиотов среди своих читателей, и если автор не может прочитать прозрачные намеки в силу своей низкой образованности - лучше и не начинать;
3. Твердый, неподатливый мир автора. Автор совершенно не собирается раскладывать вам все по полочкам, и объяснять с первых страниц. Какие-то моменты будут ясны к середине, какие-то в конце, а кое-что читателю придется понять самому, если он хочет, чтоб пазл сложился. Самому, без подсказок;
4. Кульминация к концу. Причем не надуманная кульминация, а вполне закономерная, строго вытекающая из сюжетной необходимости;
5. Взрыв в конце, оставляющий читателя наедине со своими впечатлениями, и не утомляя его ненужными расшаркиваниями последних страниц.
Данный последний роман мастера представляется мне достаточно легким. Тут не надо знать досконально индуистскую мифологию (как в Князе света), или иметь классическое английское филологическое образование (как в Историях рыжего демона) - требуется ознакомиться только с основными произведениями готической и детективной литературы, причем авторы, без которых лучше не подходить к этому роману - перечислены прямо перед началом.
Это блестящее, абсолютно искрометное и атмосферное произведение, которое вернуло меня на 15 лет назад, сделало моложе, и побудило перечитать Желязны - великого Желязны, фантаста №1 70-80-х годов ХХ века.
P.S. В 2000-х годах в России вышла игра "Шерлок Холмс. Возвращение Мориарти" (издавала ее, если мне память не изменят, компания Бука). Игра была бездарная, топорно сделанная, и даже озвучка Ливанов с Соломиным ее не спасала. И только сейчас я понял, откуда был взять абсолютно непонятным для меня тогда фантастический референс создателей игры. Почти 18 лет прошло, и теперь я понял, что часть сюжета они просто слизали с "Ночи в одиноком октябре". В чем-то я их понимаю - из этого мира не хочется уходить.

Комментарии


Я книгу дочитала (точнее дослушала в аудиоформате) и тоже осталась в восторге. Здорово, атмосферно, готично-иронично! А еще когда было раскрыто, для чего они здесь собрались, вспомнилось кино "Хижина в лесу" на похожую тему, только "с победой Открывающих", хотя собственно открывающих там не было.
Кстати, в аудиоверсии не было предисловия с отсылкой к другим литературным произведениям, я о ней уже только в рецензиях прочитала. Так что для меня были сюрпризом "знакомые все лица"))


Очень удачная книга, явно свидетельствующая, что Желязны находился в каком-то сложном литературном процессе, поиске. Потом же у него нашли в архиве книжку, которая вообще детектив, без фантастики. Плюс книга такая медитативная, спокойная, что не свойственно для него. Неожиданная и хорошая книжка.