Больше рецензий

Godefrua

Эксперт

Эксперт Лайвлиба

29 января 2018 г. 15:26

4K

4.5 Случайное причинение добра.

В очередной раз читаю и вопрошаю, но на этот раз мне хотелось бы проявить настойчивость в получении ответа- почему никто не работает? Не то что бы я была против, да меня никто и не спрашивает. 25 героев и только один из них работает. Как будто ему секрет открылся, как особо одаренному, что для того что бы жить достойно надо суметь обеспечить себе такую возможность трудом. Все остальные не могут понять, как им жить, на что им жить и что бы такого сделать, чтобы оплатить счета. Дошло до того, что готовы скидываться, что бы кто-нибудь из уважаемых людей их круга не стал бомжом. Такое впечатление, что работа для героев это либо святое призвание вроде серьезного увлечения, либо - ничего. Нет призвания-увлечения иди побирайся, вручай свою судьбу в руки добрых людей, третьего не дано. А вообще, работать на планете имени уважаемого автора можно только в Оксфорде преподавателем, либо на высокопоставленной должности в ранге государственного служащего. Еще, можно романы писать. Остальные только ходят друг за другом, потеют и причиняют друг другу добро.

Добро. Вот здесь хочется остановиться. Согласно философскому знанию, нажитому за период зарождения мозга у людей и обладаемому автором - тут все просто - твори добро от души, не для того чтобы, а потому что. Не потому что так положено, ведь благонравность может быть и искусственно привитой и мучительной, а потому что иначе не можешь. По порыву вроде. Микс религиозной мудрости на этот счет много чего говорит: и что рука дающего никогда не оскудеет, и что даря добро, будь готов ко злу, и что благими намерениями выстлана дорога в ад. И что добром можно создать условия разлагающие душу одаряемого. Еще есть такое явление как причинение добра. Кажется, что «Человек случайностей», далее по тексту именуемый ЧС, имеет заглавной именно эту тему. Она есть во всех романах автора, и вполне возможно, что мне просто видится на этот раз более выразительной. Здесь целый рой спасателей, все причиняют добро по мотивам:
надо ж чем-то заняться, тем более я хорошая/хороший, да и будет что обсудить потом;
надо себя принести в жертву, давно не приносил, подозрительно хорошо на душе, так нельзя;
надо как-то психологически отработать уже эти родственные связи, потому что брат/сестра это по сути другая вариация меня самого, я его/ее люблю безумно и так же безумно ненавижу, вот поэтому влезу-ка я по самое горло в его личные дела, сольемся уже в одну манаду, наконец;
надо алгебраически внести порядок в это бардак, мне господь поручил этим безмозглым помочь.

Но был, был луч света в этом темном царстве добра! И в финале автор этого героя не обидела, что позволяет сделать вывод, что философия этого героя является правильной.

Хорошо было побывать еще раз в мире любимого автора. Только тут все эмоциональны, проживают весь спектр эмоций, никто не обделен, будто им ставили капельницы повышающие уровень лабильности психики, с побочным эффектом усиления либидо. Никого не пощадила. Мало того, что у каждого страсти в душе, так все еще и говорят о них, с адресатом и третьими лицами! Приятности добавляет момент, что большинство из них эрудирован ы и хорошо воспитаны, все это как хорошо выписанная картина щекочет рецепторы зрителя-читателя. Жаль только утопленников у нее много и вообще жертв, ее Адамам и Евам пора обзавестись жабрами, ну или избегать воды.

Хорошо еще и то, что из пары десятков героев, можно выбрать своих фаворитов и следить за гонкой. Автор своего обозначила, подарив ему название этого романа. Не иначе это сарказм с ее стороны, какие еще случайности? Хотя, от нее всего можно ожидать, этот персонаж у нее частенько кочует из романа в роман и всегда является несчастливой случайностью для других героев. Моими фаворитами тут были другие персонажи. Я несказанно благодарна за наличие линии отношений родители - дети. Влиянием своего закономерного финала она успокоила меня и показала как может быть, если сбудутся невинные мечты родителей, что бы их дитя было с ними и было послушным всю жизнь.

Итак, поосторожнее с добром! Берегите себя, когда делаете его. И других тоже берегите, иногда им без причинения добра лучше, проще, органичнее, а главное здоровее, потому что без чужого добра сами быстрее найдут свое добро, настоящее, не причиненное.

Комментарии


Удивительно, как вовремя ваша рецензия) Сейчас разбираю тему причинения добра и справедливости через "Село Степанчиково" Достоевского и "Страхи царя Соломона" Гари - Ажара. Последний ваш абзац - ммм, прелесть какой спорный))


Конечно, спорный! Я на истину не претендую) Выводы выводами, а оно, добро это, само, не для того чтобы, а потому что... случайно, хм!


не всегда случайно) Когда перед вами (да и перед кем угодно) выбор: причинять или не причинять, вспоминаете, что надо бы поосторожнее с добром и т.д?


Вот надо бы вспоминать. Что бы не причинять, а действительно помочь. Осторожнее надо с порывами. Иначе бывает непоправимо. Добро добру рознь. Иногда ничего не стоит нести добро. А иногда приносишь свое в жертву ради добра, вот от такого добра никакого добра.


Какие ж там порывы, когда трезвый расчет?)

Даже интересно, как у циничной Мердок выглядит добро.


Ой, тут целый калейдоскоп случаев. И у всех ее героев по разному выглядит.

Мотивы у добра могут быть разные. И расчет, и порыв. Это крайности. Вы считаете, что добро может так называться, если оно совершенно только по порыву?


не знаю) меня потому и интересует эта тема, что я пока не могу разобраться, что это такое. Если расчет, то это элементарная сделка (не важно с кем), "если не я, то кто?" - гордыня. Как правило, кстати, - эгоизм. Как причинение, так и не причинение добра. В чистом виде остается только немотивированный порыв без учета последствий для себя.
Потрясающе об этом у Достоевского (кстати, открыла свою рецензию к нашему разговору) и виртуозно - у Ажара. Там та-кие перевертыши с понятием добра!
Предлагаю взглянуть на его "Страхи царя Соломона", потом поговорить, если интересно)


Говоря о добре, я подразумеваю одностороннюю сделку, где выгодоприобретатель не обязан отвечать встречным исполнением.
Расчет в таком раскладе уместен, хотя бы для того, что бы не навредить своим добром (и не только себе). Это мое мнение. Я долго к нему шла, будучи человеком порывистым.
Немотивированный порыв чего-то вообще, не только добра, без учета последствий - не знаю. Это вроде рулетки. Может дать прекрасный результат, а может и нет. Так как мы ничего взамен не ждем при таком раскладе последствия не должны нас занимать вообще.
Да, в этой книге очень много об эгоизме, кстати.

Чуть остыну от "случайного" добра посмотрю АЖара. Спасибо