Больше рецензий

DollakUngallant

Эксперт

Эксперт Лайвлиба

27 января 2018 г. 22:59

531

5 Они летают над океаном

«…и, небесный свод тараня,
Мы полсуток уж дырявим облаков кудрявых дым. –
Ищем мы америкосов – и не просто так матросов,
А подлодку, что таскает двадцать атомных ракет…»


Командировка в боевую авиационную часть, которая выполняет противолодочные задачи с далекого камчатского берега, подвигла меня к прочтению этой книги. Ее я начал читать в самолете и за 9 часов перелета до Елизово успел прочесть об истории совершенствования противолодочных самолетов «от корки до корки».
Впервые в книге, которая посвящена самолетам, мне были интересны не сами самолеты, а то что установлено на них.
Самолеты сами по себе были известны, а вот противолодочная система, ее составляющие за многие годы авиационной работы оставались мне неведомы. Книга и командировка, беседы со специалистами, занимающимися эксплуатацией противолодочных самолетов, открыли мне даже больше, чем я ожидал…Видимо романтика камчатских сопок и вулканов, холодных вод Авачинской бухты меня впечатлили как надо.
Роль атомных подводных лодок в современной войне понятна всем. Борьба с ними, и в первую очередь выявление и отслеживание подводных лодок в безбрежных волнах океана, являются отдельной, выполняемой и в мирное время задачей.
Впрочем, задача по разведке подводных лодок образовалась задолго до атомной эпохи. Сами подводные лодки появились в конце 19-го века, а исследования о возможности их обнаружения с самолета начались в 1911 году.
Вскоре после этого знаменитый адмирал А.В. Колчак выдал совершенно фееричную фразу:

«Подлодки и аэропланы портят всю позицию войны. Я читал сегодня историю англо-голландских войн, какое очарование была тогда война на море. …. Хорошо было тогда. Теперь для души ничего нет. Теперь стрелять приходится во что-то невидимое, а такая невидимая подлодка при первой оплошности взорвет корабль, сама зачастую не видя и не зная результатов. Летает какая-то гадость, в которую почти невозможно попасть».

И все же, не смотря на такую длительную историю, до Великой Отечественной войны противолодочная разведка с самолетов в нашей стране ограничивалась лишь визуальным обследованием да фото-, видеосъемкой заданных участков морской поверхности. Выполняли эту задачу гидросамолеты МБР-2, ГСТ, Че-2, КОР-1.
Только в 1953 году была разработана первая авиационная система обнаружения подводных лодок. Именно она, совершенствуемая год от года, является главной составляющей противолодочного самолета. Начиная с Бе-6, затем на Бе-12, в наши дни на Ил-38(Н) и Ту-142(М) поисково-прицельная система непрерывно модифицируется. И с ней по сей не все гладко и много чего надо сделать, но принципиально на сегодняшний день она состоит из следующего:
- аппаратуры гидрологической разведки на борту и радиогидроакустических буев, которые сбрасываются с самолета в предполагаемом районе нахождения подводной лодки и передают информацию об обстановке оператору на борт воздушного судна;
- радиолокационная станция обзора, сканирующая водную поверхность и все что над ней;
- магнитометр, позволяющий определять местоположение подводной лодки по искажениям магнитного поля Земли.
Я разговаривал с местными авиационными инженерами, выясняя нюансы авиационной противолодочной системы, об основах которой предварительно прочел в книге «Противолодочные самолеты». Деликатно стараясь обойти секретные составляющие, я задавал вопросы, хотел понять суть работы морских противолодочников. Интересно было слушать их разъяснения, разные случаи из истории полка и сегодняшние проблемы этой специфической летной деятельности морской авиации.
Я всегда уважаю и люблю авиаторов и моряков, как истинно мужественных людей, ежедневно выполняющих свою работу в борьбе со стихией воздушной или морской. Слушая авиаторов противолодочной авиационной части, я вдруг впервые отчетливо почувствовал, что их работа серьезней вдвойне. Серьёзней, во всяком случае, нашей работы, работы «наземной авиации».
Потому что они летают над океаном...

картинка DollakUngallant

И это пояснений не требует.