Больше рецензий

Kenzy

Эксперт

Эксперт Лайвлиба

22 января 2018 г. 13:22

405

2 ...нас погодой не балует

картинка Kenzy

К последнему сборнику Джо Хилла я подходил не то, что с опаской — “опаски” закончились еще на Пожарном, — а с тяжелым чувством некоей обязанности. Мол, надо все же прочитать, а что, а вдруг... ну и прочее в этом духе. В конце концов, малая форма автору дается куда, как лучше, чем крупная. Впрочем, глядя на объемы книги, говорить о чем-то “малом” приходится весьма осторожно. Но — взялся.

Сборник открывает повесть “Снимок” (Snapshot), довольно незамысловатая, и во многом эпигонствующая кинговскому же “Солнечному псу” вещь. В центре читательского внимания здесь подросток по имени Майкл Фиглионе, толстяк, гик и завзятый неудачник из Калифорнии восьмидесятых. Как-то раз, занимаясь сборкой очередного бульбулятора в отцовском гараже, он замечает свою пожилую соседку, что в расхристанном виде, на босу ногу, бредет краем дороги. Помогая женщине добраться до дома, Майкл слышит ее невнятное бормотание о некоем Человеке-Полариоде, чья фотокамера крадет человеческие воспоминания. Деменция, с жалостью думает наш герой, однако ж, довольно скоро

[и по всем законам жанра]

сам встречает человека с фотоаппаратом.

Вторая, самая большая по объему повесть сборника, называется “Заряженный” (Loaded). Здесь сразу два главных героя. Первый — охранник торгового центра по имени Рэндалл Келлуэй. Человек с большой торбой проблем из которых главные — это развод с женой и запрет на свидания с ребенком.

[а еще он любит оружие].

Второй главный герой — это Аиша Лантернгласс, чернокожая журналистка, тоже с проблемами, правда, совсем иного рода. В детстве она стала свидетелем того, как ее приятеля убил белый полицейский. Приятель, как водится, был совсем неуиноватый, и теперь Лантернгласс на передовой в борьбе с расизмом, шовинизмом, гомофобством, полицейским произволом, белыми, Второй Поправкой и пр. и пр. И вроде бы все правильно делает, но, блин, поведение её вызывает лишь раздражение. Дорожки героев сходятся после того, как в торговом центре, где работает Келлуэй, происходит стрельба с жертвами. Стрелять начал вовсе не он, но в горячке Келлуэй сначала убивает стреляющего, потом — случайно, — одного из посетителей с ребенком, а потом — тоже, на мой взгляд, не вполне осознанно, — свидетеля, что это увидел. Обставив все самым удобным для себя образом,

[списав все жертвы на зачинщика стрельбы]

он на какое-то время становится звездой всея Америки. “Простой мужик спас посетителей ТЦ!” “Ветеран войны в Ираке на защите государства!” “Если бы не его оружие, жертв могло быть на порядок больше!” Но тут ему на шею садится Лантернгласс и долго его веревочке не виться.

Довольно любопытная повесть. Зная гражданскую позицию автора (и его отца) по поводу контроля за оружием, ожидаешь очередной чухни “за все хорошее”, да и оба центральных персонажа до последнего играют свои роли в пользу этой самой их заезженной пластинки. И говоря до последнего, я ровно это и имею в виду — ДО САМОГО ПОСЛЕДНЕГО. Финальным предложением автор переворачивает (ничего при этом кардинально не меняя) все с ног на голову, и смотрится это весьма и весьма неожиданно.

Третья повесть — “Верхом” (Aloft), — мне показалась наиболее близкой к раннему творчеству автора. Во всяком случае, она самая оригинальная в сборнике. В память о погибшей подруге Обри Гриффин решает прыгнуть с парашютом. Прыгнуть-то он прыгнул, но вот приземлился не на землю, а на разумную твердую поверхность, что маскировалась под облако. Ну и понеслась…

Повесть “Дождь” (Rain) — последняя в сборнике, и в ней русская стриптизерша Мартина сожительствует с человеком по имени Андропов. Ахаха. В принципе, на этом месте можно расходиться. Шучу. Расходиться нужно в месте, где главная героиня нетрадиционной ориентации хрестоматийно противостоит харрасменту, физическому и социальному. Или нет… расходимся в месте, где Джо Хилл демонстрирует свои геополитические (да и просто географические) познания (незнания) в худших традициях Тома Клэнси, и где американский президент (с твиттером) звонит русскому, чтобы попросить того дать добро на ядерный удар по одному из кавказских государств. Ну и конечно, — конечно! — русский по имени Андропов не просто так живет по соседству с ГГ, к гадалке, блин, не ходи. И вот весь этот бесконечный фейспалм происходит на фоне конца света, вызванного дождем из острых шипов. Кош-мар.

Как итог, мне не понравилось. На лайвлиб/гудридз поставил сборнику две звезды из пяти. Просто не понимаю, как можно прошляпить такой талант, такую авторскую чуткость и фантазию на вот… подобное. На беззубый мейнстрим, на серость, на звание бледной отцовской тени, наконец.

Комментарии


Вот честно говоря, от Джо Хилла у меня не очень хорошее впечатление. Я прочитал "Рога" и если охарактеризовать одной фразой - то это было похоже на Дина Кунца. Такой же абсолютно мейнстримовый и коммерческий роман как Кунцовские. Не то что-бы такие произведения очень плохие (у меня они оценены на 7/10) но есть много других хоррор-писателей с другим подходом.

Но рассказ "Лучшие новые ужасы" понравился, он как раз таки другой.


У меня наоборот. Сборник и Рога нравятся, а вот все остальное "ниочинь".