Больше рецензий

ELiashkovich

Эксперт

Эксперт Лайвлиба

16 января 2018 г. 11:13

488

5

Маргалит Фокс — автор, который специализируется на некрологах. Видимо, в какой-то момент ей стало тесно в узких рамках столь консервативного жанра и она решила немного развлечься. Для этого она решила соединить несочетаемое и написать книгу, которая совмещала бы в себе мощный нон-фикшн и захватывающий детектив.

Получилось у Фокс отлично. Может быть, специалисты в крито-микенской письменности эту книгу и раскритикуют, но для обычного читателя это просто находка. Фокс берет из энциклопедических справочников холодные фразы о том, что "Артур Эванс раскопал, а Майкл Вентрис расшифровал" и делает из этого неблагодатного материала настоящую драму.

Оказывается, Эванс копал не просто так, а из-за жуткого комплекса неполноценности, вызванного величием отца (того так и называли — "Эванс Великий", тогда как Артура величали в лучшем случае "Эвансом младшим"). Оказывается, Вентрис ничего не расшифровывал бы, если б не странные родители, которые в молодости наслушались Юнга и решили полностью лишить Майкла теплых чувств — дескать, пусть закаляется. На выходе получился неуверенный в себе интроверт с креном в аутичность, единственным развлечением которого и стали крито-микенские значки, после расшифровки которых в жизни ничего не осталось и пришлось эту самую жизнь заканчивать.

Наконец, оказывается, что между Эвансом, табличками и Вентрисом была еще одна титаническая фигура — американка Алиса Кобер, выполнившая всю неблагодарную работу по каталогизации критских знаков и вплотную подобравшаяся к разгадке, но так и не увидевшая ее из-за смертельной болезни. Причем болезнь эта вызвана не в последнюю очередь тем, что Кобер работала как каторжная — кафедру ей не давали и приходилось совмещать расшифровку критской письменности с преподаванием в колледже.

Сами по себе образы Эванса, Вентриса и Кобер уже сделали бы книгу запоминающейся, но Фокс еще и украсила ее роскошно показанной схемой расшифровки. Все как в лучших детективах: первая версия, которая оказывается неправильной, случайные находки, улики и, в конце концов, ключевое озарение, позволяющее все распутать. Понятно, что мало кто из читателей знает древнегреческий, еще меньше хоть что-то знают о критской письменности, но тут это и не важно — книга все равно будет держать в напряжении.

Однозначные 5/5!