Больше рецензий

13 января 2018 г. 22:18

765

4

С его романами странная штука. То ли ААА пишет все лучше и лучше, то ли я умнею (что вряд ли), но каждый следующий нравится больше. "Скунскамеру" прочел и пожал плечами, в "Людях в голом" были отличные отрывки, а "Осень в карманах" понравилась целиком.

Автор играет в campus novel, в Довлатова (особенно в "Филиал"), не стесняется красть шутки у классиков, но это так, фантики. Всерьез его занимает вопрос: "как рассказать историю тогда, когда искусству в очередной раз приходится начинать все заново?"

Однажды он пришел в сиротский приют для мальчиков. Известный всему миру писатель. Воспитатели попросили его подождать, посидеть в зале и засуетились. Детей спешно отмыли, почистили и одели в аккуратные рубашечки и брючки, специально приготовленные для таких торжественных случаев. Потом их вывели к Драйзеру, выстроили перед ним по росту и велели читать стихи. Драйзер сидел на стуле, большой нескладный человек в клетчатых штанах, и, наклонив голову, слушал. Потом он вдруг снял очки и заплакал. Полез в карман, достал носовой платок, огромный, белый, совершенно неуместный, и принялся неловко утирать слезы. Когда чтение стихов закончилось, он с усилием поднялся, хотел что-то сказать воспитателям и не смог. Известный писатель…

Наверное, в тот момент он острее всего почувствовал, что все бессмысленно. Что люди давно уже провозгласили относительность всех вещей, исключая шкурные. Что бессмысленно даже искусство, особенно профессиональное. Что нужно всеми силами пресекать красоту, пресекать всякую складную, членораздельную речь, что нужно картавить, запинаться, безжалостно ломать ее косноязычием.



Поэтому диалоги обрываются на полуслове, недорассказанные анекдоты повисают в воздухе и из этой бессвязности прорастает связь, сюжет и история. Не бог весть какая, но изложена она так, что хочется дочитать до конца. Которого, само собой, нет. Как и в жизни.