Больше рецензий

alchwort

Эксперт

Эксперт Лайвлиба

13 января 2018 г. 18:05

5K

5 Искажения внутри ёлочного шарика

Имя Фаулза традиционно связывают с тремя романами «Коллекционер», «Волхв» и «Любовница французского лейтенанта». Первый имел бешенный успех, превратившись во флагман литературного мейнстрима второй половины 20 века. Второй, opus magnum Фаулза, стал культовой книгой всех современных интеллектуалов. Третий, символизировал возрождение интереса к викторианскому роману.

Мое знакомство с Фаулзом началось, как это было у многих, с «Коллекционера». Книга, заинтриговавшая в начале, вскоре меня разочаровала. Прочитал я её быстро, но с той же быстротой она выветрилась из головы.

Памятуя о печальном опыте, я приступал к чтению «Башни из чёрного дерева» с известной долей осторожности. Но после первых десяти страниц мой скепсис улетучился.
«Башня из чёрного дерева» - это сборник из пяти новелл, объединенных общей темой, определить которую оказывается не так просто.

Повесть, подарившая название данному сборнику, является наиболее крупной по объему. Сам Фаулз называл её миниатюрой «Волхва», недвусмысленно намекая на связь обоих произведений в самой новелле. Эта связь обличена в шутку. Одна из героинь «Башни из черного дерева» читает «Волхва», в то время как центральный персонаж принимает данную книгу за какое-то эзотерическое или астрологическое пособие.

картинка alchwort

О чём же этот сборник? Давайте разберемся.

Башня из чёрного дерева. Повествует о молодом художнике-абстракционисте по имени Дэвид, которого привлекли к работе над книгой об известном английском живописце Генри Бресли, эксцентричном, ретроградном художнике, живущем во французской глубинке. Вся повесть представляет собой описание нескольких дней, которые проводит Дэвид в доме Бресли. Прославленный мэтр живет не один, а с двумя девушками, подчеркивая развязный образ жизни. У Дэвида возникает влечение к одной из девушек. Это противоречивое чувство, усугубляемое тем, что Дэвид женат и теми сложностями, что имеют место в общении с Генри Бресли на профессиональные темы, дает сюжету необходимый толчок. Здесь вы найдете не только рассуждения на тему искусства с огромным количеством отсылок к известным и не очень полотнам, не только экзистенциальные мотивы, которым всегда симпатизировал Фаулз, но и прекрасный язык, связывающий воедино, казалось бы, совсем разное и противоестественное.

Элидюк. Перевод Фаулзом кельтской легенды, авторство которой признают за Марией Французской. Эта совсем небольшая история сюжетно переплетается с первой повестью, освещая проблему супружеской измены под другим углом с учетом тогдашних морально-нравственных представлений.

Бедный Коко. Пожалуй, самая интересна вещь во всем сборнике. В ней рассказывается о честолюбивом писателе, вознамерившемся в уединенной усадьбе закончить свой труд о Томасе Пикоке. Всё бы ничего, но в дом вламываются грабители, внося особые коррективы в амбициозные планы героя.

Энигма. Начинается как детектив в лучших традициях жанра, а заканчивается в Кортасаровском духе. В Англии исчезает член Парламента. Полиция теряется в догадках. Несчастный просто растворился в воздухе. Никто, ни близкие, ни коллеги, ни случайные знакомые не имеют ни малейшего представления о его дальнейшей судьбе. Никаких улик. Никаких зацепок. А может исчезнувший просто не хочет, чтобы его нашли?

Туча. Самая недружелюбная по отношению к читателю история, потому как за мишурой ничего не значащих на первый взгляд слов легко потерять сюжетную нить, которая начинает раскрываться лишь к середине повести. Две семьи, отдыхающие во Франции. Вместе они счастливы и беспечны, но это только видимость, коллективный самообман, изобличенный с помощью детской сказки.

В этих, казалось бы, совершенно разных произведениях обнаруживается множество перекликающихся мотивов. Дело в том, что сборник «Башня из чёрного дерева» - это никакой не сборник, а роман. Экспериментальный роман.

«Вариации» - так изначально хотел назвать эту книгу сам Фаулз. И это название как нельзя лучше подходит к концепции сборника. «Вариации одной и той же проблемы»., столкновение одних и тех же героев, но под разными именами и в разных декорациях.

В данном сборнике отчётливо прослеживается разработка Фаулзом вопроса об Адаме и Еве. История о первых людях в гуманистической и постмодернистской трактовках представляет собой извечный антагонизм двух реальностей, двух картин мира, мужской и женской, где именно вторая вторгается в первую.

Именно реальности сталкиваются в рассказах «Фаулза». И «Элидюк» здесь абсолютно не случаен. Он главная подсказка, буквально ключ к сборнику. Ведь каждая история – это пересказанная другими словами средневековая легенда.

Художник Бресли – дракон, держащий в заложницах двух дев, которых главный герой Дэвид пытается спасти, примерив на себя роль рыцаря. Особа, нравящаяся Дэвиду, - есть соблазн, способный открыть герою глаза на самого себя. Тут уместна аналогия с плодом древа познания.

Писатель из «Бедного Коко», как старое, дряхлое чудище, охраняющее свои и чужие сокровища, на которые так и норовят посягнуть марксистски настроенные грабители.

Ключ к разгадке исчезновения в «Энигме» кроется в женском колдовстве. Которое управляет не физической материей, а словами и образами, смешивая литературный и реальный миры.

Сказка, выдуманная в «Туче», чтобы развлечь маленькую девочку, внезапно вторгается в действительность, её подменяя.

Всё вышеизложенное позволяет утверждать, что Фаулз создал уникальный литературный эксперимент, концептуальный роман вариаций.

15:33