Больше рецензий

Raija

Эксперт

Эксперт Лайвлиба

12 января 2018 г. 13:21

1K

3

Что бы ни писала Антония Байетт, в каком жанре ни работала бы, в центре ее метода всегда стоят кропотливые описания вещного мира. Наиболее удачно ей удалось передать атмосферу эпохи через произведения искусства художников, скульпторов и игрушечных мастеров в "Детской книге". Произведения, по большей части, в реальности не существовавшие, но имеющие свои прототипы. Изящное искусство прерафаэлитов оживало и мерцало всеми гранями причудливых красок на страницах этого романа. Я, неравнодушная к викторианской эпохе и творениям кружка Россетти и Морриса, с удовольствием погружалась в мир изящных и диковинных вещиц, вдохновленных английскими фольклором и природой. Мне кажется, Байетт в этой книге достигла пика своей творческой формы.

Но вот прочитан сборник сказок (а скорее, фантастических рассказов) "Чудеса и фантазии", и я чувствую странную перегруженность материала разнообразной визуальной информацией. Конечно, важно представлять себе то, о чем читаешь. Но должна ли книга превращаться в кино в голове? Признаться, не уверена. Не это я считаю признаком высокой литературы. Но Байетт осталась верна себе: вкрапляя в повседневность элементы сказочного, волшебного, а порою отталкивающего, более всего она заботится о материальной составляющей. Она описывает странные, красивые, причудливые вещицы, которые видишь, осязаешь и которые нескончаемой вереницей проходят перед нашим внутренним взором.

Особенно Байетт любит материалы: стекло, камень. В рассказе, главной темой которого стала плотская любовь женщины и джинна ("Джинн из бутылки соловьиный глаз"), кажется, основное, что доставило удовольствие автору - описание той самой бутылки, в которой водился джинн: "...у него как раз такой вот спиралевидный рисунок из неярких голубых и белых полосок или еще иногда красных, по-моему". Впрочем, нравится Байетт и описывать странный облик волшебных существ: горячую кожу джинна; ромбовидную, смугло-чешуйчатую кожу женщины-змеи из рассказа "Ламия в Севеннах"; ледяную корку, покрывающую белоснежное тело женщины-ледовицы ("Холод и зной") или же наросты из полудрагоценных камней на коже Каменной женщины из одноименного рассказа.

Не все, описываемое Байетт, прекрасно, зачастую речь идет об омерзительных созданиях или существах, как, скажем, гигантские черви-людоеды из рассказа "Лесная тварь". Такими вот сказочками только детей пугать. Жили-были две девочки, во время войны их сослали в эвакуацию в чертову глушь. Однажды девочки пошли гулять, а за ними увязалась третья. И вот в чаще они набрели на червя-гиганта, который эту третью ничтоже сумняшеся и слопал. Потом девочки вырастают и возвращаются на место преступления. Что с ними станет - загадка, финал остается открытым.

Некоторые рассказы, как это водится, мне понравились больше, другие - меньше, но от всего в сухом остатке осталось чувство какого-то тягостного недоумения. Вся эта причудливость, все это копошение прекрасного и безобразного, перетекание из одного состояние в другое, описанные так ярко и насыщенно, отдают чем-то болезненным. И если раньше меня это не отталкивало (я говорю о романах Байетт), то в малой форме дало почувствовать всю вымороченность склизких миров, открывающихся нам под этой обложкой. И я не уверена, что этот морок - мой.

картинка Raija

Долгая прогулка - 2018. Январь. Уровень 1. 3. Книга Антонии Байетт (кроме"Обладать"). Команда "Кокарды и исподнее"

Комментарии


в центре ее метода всегда стоят кропотливые описания вещного мира.

Это наследие романа начала 20 века, где вещное зеркало мира нежно разбивалось, или же художник сам находил его осколки, и в их отражении описывал притихший мир, потому, видимо, и её страсть к стеклу и камню : и там и там - песок, окаменевшее отражение, замеревшее на века.
Про плотскую любовь Джинна любопытно...это ж какое воздержание ( 1000 выдержки!!, благородное, белое!!)).

Но должна ли книга превращаться в кино в голове? Признаться, не уверена. Не это я считаю признаком высокой литературы.

Так и фильмы бывают разными, да и иные сюжеты так и требуют прорасти в нечто фильмовое.
А написана рецензия здорово, в тон под совсем другую оценку.

p.s. по привычки прочитал , плюсанул и побежал ниже, забыв обещание...


Спасибо за отзыв. Всегда необычный ассоциативный ряд у тебя)

А что за обещание? Написать историю про зеленоголазку? ))


Ты помнишь какой у меня ассоциативный ряд?

Да нет, обещание про комменты... Про загадочного "зелёного лазку" я вроде и не обещался, но в последней моей истории тень этого странного и нежного - видимо, - создания видимо промелькнула. И куда он всё время лазает ?


Я про ассоциативный ряд к данной рецензии. Что тебе это навеяло мысли о крушении позитивистской мысли в начале прошлого века) Ну и про все остальное тоже.

А зеленоглазка у тебя мужчина? Как интересно...


Что тебе это навеяло мысли о крушении позитивистской мысли в начале прошлого века)

Опять давишь... интеллектом?)

А зеленоглазка у тебя мужчина? Как интересно...

Эх, уже стала забывать то, что само и написала в истории..


У меня в истории не было зеленоглазок... А вот в жизни есть: и зеленоглазки, и сероглазки. Будешь сероглазым королем, Саш? )

Интеллект никак не могу скрыть. В этом моя беда...


Будешь сероглазым королем, Саш? )

Вот так взяла, и фактически назвала себя королевой) Анархисты мы, Женя, я за головку твою - и свою, - боюсь.

Да, в этом смысле женщины частенько грешат этим ( я про интеллект)


Я-то правда анархистка, в прудоновском смысле. Так что никакой монархии не допущу. А король из стихов Ахматовой к слову пришелся)

Ну вот, зачем обобщать... Женщины то, мужчины сё... Скучно это, Саш.


Ну, а я в смысле Шелли.
Про Ахматову я понял, не хотел углубляться ( поди уследи твои аллюзии).

Да не обобщал я, сам не люблю этого. Просто Бодлер вспомнился к слову..


Бодлер? А что именно? Люблю его ♥


Бодлера я тоже люблю : давняя моя любовь.
Жень, это тот редкий случай, когда не хочется приводить мысль Бодлера ( доверься мне))


Какой ты загадочный.... Прямо страшно становится.


Что бы ни писала Антония Байетт, в каком жанре ни работала бы, в центре ее метода всегда стоят кропотливые описания вещного мира.

Я тоже не люблю подобный переизбыток. Хотя Байет не читала. Но у меня есть рецка на писательницу из Индии Аруданти Рой, получившую "Букера": книжка отличная, писать она может, но многочисленные описания всевозможных мелочей, на мой взгляд, убили роман. А вот сцену секса она описала там классно, не все так умеют. Хотя и это понятно: Индия же! ))


Ты про "Бога мелочей"? Тоже писала на него рецку. Точно, согласна про многословие. Вообще мне Рой не очень понравилась. Особенно запомнилась отвратная сцена в кинотеатре, когда ребенка принудили к оральному сексу. Так и стоит перед глазами эта мерзость.


Да-да, "Бог мелочей". У Рой язык красивый, ей бы о другом писать, а не о педофилах.


Так вот, новый роман ее перевели. Будем читать!