Больше рецензий

11 января 2018 г. 16:56

650

4.5 Вот тебе и килди-милди!

Не могу судить данное издание, ибо читала электронную версию. Она состоит из 72 стихов. К сожалению там не было пометок какого примерно века и чьи это стихи. Но судя по всему сборник составлен хронологически и если первые стихи тяжелее, ибо язык древнее, то последующие явно времен Ивана Грозного уже гораздо ближе современному. Так же не было здесь и толкого древнерусского словаря или каких либо пояснений, которые иногда были бы очень полезны. Впрочем таким уж тяжёлым язык не является. Не ясны только отдельные понятия...

Кратко о содержании. Стихи эти совершенно разные, некоторые эпичные, другие совсем бытовые. Какие то исторические и повествуют о жизни Ярмарка, патриотизме, войне с ордой или с татарами. Конечно и борьбу со змеем Горынычем, как и остальных народных героев не забыли.


Достальныя татара на побег бегут,
    Сами оне заклинаются:
    «Не дай бог нам бывать ко Киеву,
    Не дай бог нам видать русских людей!
    Неужто в Киеве все таковы:
    Один человек всех татар прибил?».


Так же описывается здесь и мирная торговля с персами, игра в шахматы, пиры, где герои по ведру водки пьют и многое другое. Религии очень мало.
Всё это происходит примерно на территории Киева-Новгорода-Москвы-Казани, ну и не только...
Расстроили меня стихи про бытовое насилие над женщинами. Я не знаю как это понимать, ибо описано это как естественное явление. (За это одну звёздочку я книге не дала, ибо настроение подпортило). История ли это или призыв прекратить насилие? Ладно, оставим этот вопрос... Что больше всего удивило и у меня просто глаза на лоб полезли.., это какие то не совсем пристойные эротические и прочие сцены. От того ещё удивительнее, что сборник этот входит в список внеклассной программы для школьников. Некоторые стихи нужно бы пометить как 18+. Хотя и повредить особо они скорее не смогут. Зато посмеяться можно. Некоторые стишки очень забавные, написанные действительно прекрасным языком.
В общем эта книга предназначена для совершенно разной публики, кто любит историю Руси, старинный русский язык и просто интересуется фольклором. И тут стало ясно, откуда пошли откровенные частушки... Поверьте, я ничего не рассказала, это нужно самому читать...


У мене есть молодая жена
    Авдотья Ивановна,
    Она с вечера трудна-больна,
    Со полуночи недужна вся:
    Расходился недуг в голове,
    Разыгрался утин в хребте,
    Пустился недуг к сер(д)цу,
    Пониже ее пупечка,
    Что повыше коленечка,
    Межу ног, килди-милди.[...]


И тут приходит человек, который изгоняет килди-милди...:


Ухватил червленой вяз,
    А дубину ременчетую —
    Половина свинцу налита,
    Походил он, Терентишша,
    По своей светлой гридне
    За занавесу белую,
    Ко кровати слоновых костей.
    Он стал молоду жену лечить,
    Авдотью Ивановну:
    Шлык с головы у нея сшиб,
Посмотрит Терентишша
    На кровать слоновых костей,
    На перину на пуховую, -
    А недуг-ат пошевеливаится
    Под одеялом соболиныем.
    Он-та, || Терентишша,
    Недуга-та вон погнал
    Что дубиною ременчетою,
    А недуг-ат непутем в окошко скочил,
    Чуть головы не сломил,
На корачках ползает,
    Едва от окна отполоз.
    Он оставил, недужишша,
    Кафтан хрушето́й камки,
    Камзол баберековой,
    А и денег пять сот рублев.
    Втапоры Терентишша
    Дал еще веселым
    Другое сто рублев
    За правду великую.


Такая вот тяжёлая и своеобразная наркомания.
А вот кому нибудь может интересны пояснения данного стиха: Терентий-гость