Больше рецензий

11 января 2018 г. 06:06

413

5 Аргентина как предчувствие войны

«Кейдж» последний книга первой трилогии цикла «Аргентина», самый философский роман из всех трех. События происходят на фоне войны в Испании, которая служит предзнаменованием грядущих событий.

Главный герой первой линии американский журналист Крис Грант, он же Кейдж, отправляется в командировку во французскую глубинку, в маленький городок Авалан, который становится средоточием мистических событий. Тамошние коммунисты ведут непримиримую борьбу с местным падре за души людей, развалины древней башни напоминают о кровавых событиях, которые произошли здесь много лет назад, и вот-вот разверзнется небо, но никто кроме жителей зачарованного городка этого не замечает. Неторопливая, очень атмосферная линия, с живо прописанными характерами второстепенных героев и отменным юмором. Большая часть очарования романа и его философское наполнение сосредоточены именно в этой линии. В ней поднимаются глубокие вопросы, такие как можно ли искупить грехи, совершенные предками, и как прошлое влияет на нас в настоящем, можно ли изменить будущее, если ты маленький человек, и от тебя практически ничего не зависит, и что же, на самом деле, зависит от тебя.

Вторая линия отдана Харольду Пейперу, он же Гандрий Шадовиц, он же Мельник, он же близнец Марека. Очень драйвовая линия, напряженная, как по событиям, так и по эмоциям. Пожалуй, Харольд стал моим любимым героев первой трилогии. Он очень неоднозначный, он раздражает и завораживает одновременно. За ним, его приключениями, и динамикой отношений с Ингрид, невероятно интересно следить. Из всех трех — это самая дизельпанковская линия, которая несет в себе мощную темную энергию и мистическое начало. Роман начинается именно с этой линии, и она задает стиль всему повествованию.

Героиня третьей линии — уже известная нам по первой книге трилогии — Анна, она же Мухоловка. Она пережила тяжкие испытания, личную драму, крушение надежд, и здесь предстает перед нами в другом обличье. Если в первой книге мы видели ее глазами влюбленного Квентина, то здесь мы видим мир ее глазами. Глазами человека, который, пытается собрать свой мир по кусочкам, обрести новый смысл и жить дальше. Не перестав быть той самой дерзкой дизельпанковской героиней, которой мы ее знали, Анна раскрывается по-новому, и часто неожиданно. Замечательное развитие характера. Линия лирическая, но в то же время, она прочно сшивает воедино всю трилогию и расставляет акценты по местам.

Коротко попытаюсь подвести итоги всей трилогии. Как мне кажется, циклу «Аргентина» присущи постмодернистские приемы — интертекстуальность, ироничность, параноидальность, временные искажения и даже магический реализм. И при этом цикл оригинален, свеж, современен и своевременен. Он неудобен, он заставляет читателя находить аналогии, задаваться серьезными вопросами и спрашивать себя, а какие ценности у меня, где я буду, что я буду делать в мире, который летит в тартарары. Отдельно хочу отметить замечательные поэтические подражания, стоящие в начале каждого романа. Стильный и очень мощный по интеллектуальному, эмоциональному и моральному наполнению цикл, чего в общем-то не ждешь от дизельпанка, но всегда ждешь от художественной литературы. Не покривлю душой, если скажу, что «Аргентина» — это событие на уровне «ноосферного» цикла, не имеющее аналогов.